Эрдоган навсегда: в Турции стартовала кампания по изменению конституции
РИА Новости (Россия) / Андрей Веселов – 27 февраля 2017
На прошедших выходных в Турции был дан старт агитационной кампании перед референдумом о поправках в конституцию. На центральной спортивной арене Анкары в субботу перед 40 тысячами однопартийцев выступил лидер правящей “Партии справедливости и развития” (ПСР) и по совместительству премьер-министр страны Бинали Йылдырым. “Это исторический момент! Если поправки будут приняты, в прошлом останутся перевороты и лоббизм. Мы уничтожим террористов и заговорщиков”, обещал Йылдырым.
Президент Турции Реджеп Эрдоган хоть и является отцом-основателем ПСР, главным инициатором и бенефициаром поправок, но пока свое членство в партии он приостановил – таковы требования действующих положений конституции для главы государства. В том числе и эти положения предлагается пересмотреть. Референдум состоится 16 апреля. Какие изменения ждут политическую систему Турции?
Военные начинают и проигрывают
Конституция Турции была принята в 1982 году, это уже четвертая конституция республики, ее авторы – военные, захватившие власть в результате переворота 1980 года.
Поводом для переворота тогда стал запредельный уровень уличного насилия, охвативший страну: ультраправые группировки и исламисты объявили настоящую войну левым партиям, профсоюзам и курдам. Захватив власть, армия запретила крайние партии правого и левого толка, стабилизировала ситуацию, а после постепенно вернула полномочия гражданским чиновникам. С тех пор и до последнего времени политическую систему в Турции было принято характеризовать как полупрезидентскую республику. Власть была распределена между президентом, парламентом, который утверждал правительство, и независимыми судебно-прокурорскими органами.
ПСР под руководством Эрдогана впервые побеждает на выборах в 2002 году, а уже в 2005 году Эрдоган публично заявляет о необходимости усилить власть президента. Но для запуска реформы нужно не просто большинство в парламенте, а не менее 60% голосов депутатов. Такого числа парламентариев у “Партии справедливости и развития” нет.
Ситуация изменилась после неудачной попытки военного переворота в июне 2016 года. По поводу изменения конституции с ПСР согласилась сотрудничать крайне правая “Партия националистического движения” (ПНД). Переговоры шли несколько месяцев, консенсус был достигнут в декабре прошлого года. Как отмечала турецкая пресса, лидеру ПНД Девлету Бахчели был обещан в случае успеха референдума пост вице-президента и это несмотря на то, что раньше Бахчели угрожал Эрдогану физической расправой и предлагал придти “померятся силами” на площади Таксим. Общие враги в виде военных и проповедника Фетхуллаха Гюлена, которого Анкара обвиняет в организации заговора и который сегодня скрывается в США, объединили бывших недругов.
Забавно, что своим рождением турецкая конституция обязана удачному военному перевороту, а своим возможным перерождением и забвением – перевороту неудачному.
Меньше полномочий оппозиции и судам
В январе 2017 года депутаты из ПСР при поддержке националистов предварительно одобряют пакет поправок. Не обошлось без скандала. Единственный в парламенте Турции независимый депутат Айлин Назлыак во время голосования приковала себя к трибуне наручниками, выступая против “диктаторских поправок”. Потасовка перешла в драку, несколько парламентариев получили травмы, заместителю главы ПСР Фатиху Шахину сломали нос.
Теперь судьбу конституции решат на референдуме. Если проект будет поддержан, Эродоган получит возможность восстановить членство в партии, оставаясь президентом.
Но это скорее символическая часть реформы, которая содержит и куда более важные положения.
Во-первых, референдум предусматривает ликвидацию должности премьера, которого назначает парламент. Теперь руководить правительством будет лично президент. Он же будет назначать всех министров и вице-президентов. При этом полномочия парламента урезаются: министры не обязаны будут отчитываться перед депутатами. Это существенно сокращает возможности парламентского контроля за кабинетом министров со стороны оппозиции.
Во-вторых, ограничиваются права и привилегии военных – главных соперников Эрдогана. Лица, имеющие отношение к вооружённым силам, будут лишены права баллотироваться на выборах. Также ликвидируются военные суды, теперь все разбирательства с участием военнослужащих будут проходить в судах общей юрисдикции.
В-третьих, Высший совет судей и прокуроров потеряет свой независимый статус и будет напрямую подчинен министру юстиции, которого назначает президент. С этим советом у Эрдогана дела давно не заладились. В 2014 году совет инициировал операцию “Большая взятка”, по обвинению в коррупции были арестованы люди из высшего руководства ПСР. Эрдогану тогда о начале операции не рассказали, все происходившее он назвал “отвратительной и темной ловушкой”.
Наконец, реформа позволит Эрдогану еще дважды избираться президентом и, при удачном стечении обстоятельств, оставаться у власти до 2029 года. Социологи пока осторожно оценивают вероятные итоги референдума. По данным февральского опроса консалтинговой компании MAK, 52% респондентов готовы поддержать поправки в конституцию.