Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу в начале недели подвел итоги уходящего года на пресс-конференции в Анкаре. С начала 2021 года глава МИД совершил 74 зарубежные поездки. При этом Турцию посетили главы МИД 79 государств.
Нормализация отношений с арабским миром
«Турция в 2021 году предприняла усилия по нормализации отношений с Бахрейном, Египтом, ОАЭ и Саудовской Аравией. При этом был реализован ряд шагов по налаживанию диалога с Израилем. В этом вопросе мы отталкивается от темы Палестины», – констатировал Чавушоглу.
Он отметил, что Анкара также внимательно отслеживает факты проявления исламофобии, радикализма и ксенофобии в различных странах. Все эти факты документируются и будут доведены до ООН и других структур в качестве отдельных докладов, сообщил турецкий министр.
Нормализации отношений с Арменией
«С начала года были предприняты усилия по нормализации отношений с Арменией. На взаимной основе назначены представители по диалогу. В ближайшее время планируется возобновить авиасообщение между Стамбулом и Ереваном […] Армянская сторона предлагает проведение встречи спецпредставителей в Москве. Мы же выступаем за прямые контакты с Арменией без посредников.», – отметил министр.
По его словам, в вопросе диалога с Арменией Турция тесно координирует свои действия с Азербайджаном.
Евросоюз затягивает диалог с Турцией
Европейский союз избегает диалога с Турцией в вопросе продвижения диалога по упрощению визового режима и обновлению Таможенного союза.
«Большинство оставшихся критериев, выдвигаемых ЕС, уже выполнены Анкарой. Евросоюз сегодня попросту затягивает время для того, что отдалить возможность решения вопроса. Ставка делается на отказ от реализации данных обещаний», – констатировал Чавушоглу.
Sayın Bakanımız @MevlutCavusoglu basın mensuplarıyla 2021 Yıl Sonu Değerlendirme Toplantısı yaptı.
— T.C. Dışişleri Bakanlığı (@TC_Disisleri) December 27, 2021
❝(Yıl boyunca) diplomatik inisiyatif üstünlüğünü koruyarak hem milli çıkarlarımızı ilerlettik, hem de bölgemizde istikrara katkıda bulunduk.❞ 🇹🇷#SahadaveMasadaGüçlüDiplomasi pic.twitter.com/nHaTo2qnQj
Анкара выступает против любой эскалации НАТО с Россией
Относительно напряженности в отношениях между НАТО и Россией Чавушоглу отметил, что Анкара выступает против любой эскалации в регионе. Глава турецкой дипломатии привлек внимание к разночтениям в подходах стран НАТО к России.
«Позиции разнятся: часть склоняется к сдерживанию, а часть к диалогу. У каждого из 30 стран-союзников по блоку НАТО есть свои аргументы в том или ином направлении. Мы считаем, что напряженность может быть устранена, или как минимум снижена, путем диалога. Это касается и урегулирования проблем. В данном контексте, считаем значимым предстоящее заседания Совета НАТО-Россия. Наша страна выступает за регулярное проведение подобных встреч, Анкара вносит и продолжит вносить позитивный вклад в данный процесс. Если Россия направит в Анкару какое-либо предложение по вопросу снижения напряженности в отношениях между Москвой и НАТО, то мы позитивно рассмотрим инициативы. Потому, что позиция Турции предельно ясна. Любое вооруженное противостояние в регионе неминуемо скажется на всех соседних государствах», – продолжил турецкий министр
«Москва озвучила свои предложения в адрес блока НАТО. Возможно, и Альянс хочет определенных гарантий безопасности от Москвы. Это процесс о двух концах. Поэтому очень важно предстоящее заседание Совета Россия-НАТО. Главное, в этом вопросе конструктивность и отказ от максимализма, что позволит достигнуть консенсуса. Попытки навязать свою позицию противоположной стороне за столом переговоров не достигнут успеха», – сказал турецкий министр.
Тема аэропорта Кабула обсуждается с талибами
«Турция и Катар определили частные компании, которые передали свои предложения движению «Талибан». Талибы также озвучили свои предложения, которые анализируются. Если эти предложения будут соответствовать нашей позиции, то Анкара и Доха готовы взять на себя эту роль. В противном случае «Талибан» будет обсуждать вопрос с другими странами […] Безопасность в воздушной гавани должны обеспечивать частные компании. Это принципиальный вопрос для любой авиакомпании», – добавил глава турецкой дипломатии.