Sabah – Эрхан Афьонджу (Erhan Afyoncu) – 18 июля 2021
*Фалака — орудие для наказания ударами по босым подошвам ног, широко применявшееся в Османской империи, прим. пер.
Неуважение к церкви в Кадыкёе со стороны группы пьяных лиц огорчило всех нас (в ночь на 12 июля молодые люди в состоянии алкогольного опьянения забрались на стену армянской церкви в стамбульском районе Кадыкёй, и видео инцидента было размещено в соцсетях — прим. пер.). В Османской империи притеснение представителей других религий и причинение ущерба местам религиозного поклонения наказывалось независимо от вероисповедания того, кто делал это. В XVIII веке за разорванное изображение Иисуса Христа наказывали 100 ударами палкой перед церковью.
В исламе тех, кто признает послание Корана, называют «мусульманами», а тех, кто не принимает исламскую религию, — «немусульманами».
Помимо этого, в исламе нет разделения между людьми по признаку расы, цвета кожи, языка или страны. С момента зарождения ислама были установлены международные отношения мусульман и немусульман, а также правовой статус тех, кто живет вместе с мусульманами.
Подробную информацию о немусульманах в Османской империи можно узнать из трудов Явуза Эрджана (Yavuz Ercan, турецкий историк — прим. пер.).
Немусульмане на службе османского государства
Османский бейлик был основан и расширялся на территориях, где были сосредоточены христиане. Поэтому османы контактировали с немусульманами с первых времен существования бейлика. Крупнейшей немусульманской общиной в Османской империи были православные. К другим немусульманским сообществам относились армяне-григориане, иудеи, католики.
В ранние периоды Османской империи в армии служило много христиан. К XVI веку немусульман в армии почти не осталось, за исключением таких вспомогательных отрядов, как войнуки, мартолосы. Однако немусульмане продолжали занимать такие должности в государственных учреждениях, как врачи, архитекторы, переводчики. А в последний период Османской империи было много министров-немусульман.
Уважение к другим религиям
В Европе в те годы мусульмане не имели права на жизнь, а иудеи жили в крайне тяжелых условиях. Явуз Эрджан приводит следующий пример отношения к иудеям в ранние периоды Османской империи:
«Еврей Исак Зарфати (İsak Zarfati), поселившийся в Турции в середине XV века, отмечал: „Здесь вы можете носить лучшую одежду. Под господством христиан вы никогда не сможете одеть своих детей в синее и красное, не подвергнув их риску быть избитыми до пурпурного или малинового цвета”, — и звал европейских евреев на османские земли». Османы не вмешивались в веру христиан и иудеев под своим управлением при условии, что они платили специальный налог. Под господством Османской империи немусульмане в отличие от мусульман платили подушную подать под названием «джизья».
Турки позволяли христианам избирать своих религиозных лидеров, посещать свои святые места, исповедовать свою веру. Обычно при завоевании того или иного места самая большая церковь города превращалась в мечеть, в то время как другие места религиозного поклонения не трогали, однако строительство новых церквей не разрешали.
Также не разрешалось, чтобы церкви были выше или располагались выше мечетей.
В Османской империи притеснение представителей других религий и причинение ущерба местам религиозного поклонения наказывалось независимо от вероисповедания того, кто делал это, даже если мусульманин. Во второй половине XVIII века в Крыму несколько ногайцев, разорвавших изображение Иисуса Христа, получили в наказание от крымского хана Кырыма Герая по 100 ударов палкой перед церковью.