Институт статистики Турции (TÜİK) опубликовал на этой неделе данные по росту экономики страны (GSYH), которая в первом квартале 2021 года выросла на 7 процентов.
Это максимальные темпы подъема за последние три года. Он был обусловлен ростом промышленного производства, а также других ключевых секторов экономики на фоне восстановления после пандемии COVID-19 и снятия большинства связанных с нею ограничений в марте.
Строительная отрасль продемонстрировала рост на 2,8% после падения на 12,5% в четвертом квартале. Подъем в сфере услуг ускорился до 5,9% с 4,6%, в производственной отрасли — до 12,2% с 10,5%.
Потребительские расходы в первом квартале выросли на 7,4%, государственные расходы — на 1,3% по сравнению с аналогичным кварталом прошлого года. Инвестиции компаний увеличились на 11,4%. Экспорт товаров и услуг увеличился на 3,3%, в то время как импорт упал на 1,1%.
Тем не менее введение строгого локдауна в конце апреля, скорее всего, окажет сильное негативное влияние на экономику страны во втором квартале, отмечают эксперты.
В данных об экономическом росте Турции существует «иллюзия обменного курса», считает Энвер Эркан, главный экономист стамбульской Tera Yatirim. Отметив, что ВВП на душу населения в долларовом выражении упал почти на 40% с 2013 года до примерно 8700 долларов в прошлом году, Эркан сказал, что недавняя экономическая модель Турции не является устойчивой, поскольку рост в основном обусловлен потреблением, поддерживаемым государственными расходами и кредитными кампаниями.
Правительство подталкивало банки к увеличению объемов кредитования, чтобы помочь предприятиям и потребителям пережить прошлогоднюю чрезвычайную ситуацию с COVID-19. Кредитный бум сопровождался начальным циклом смягчения последствий. Этот толчок к росту ослабил валюту на 20% в прошлом году и сохранил общий уровень инфляции, выраженный двузначными числами.