Самолетный кризис в отношениях между Турцией и Россией ударил по измирской фирме «Uçak Kardeşler», которая многие годы экспортировала овощи, фрукты и цитрусовые в РФ. Все дело в названии этой фирмы.
Россия, которая с 1 января 2016 года ввела санкции против Турции, теперь покупает только турецкие гранаты, лимоны, грейпфруты. Отправка этих продуктов с логотипом фирмы «Uçak Kardeşler» («Братья Учак», фамилия в названии бренда совпадает со словом «uçak», что переводится как «самолет», — прим.пер.) привела к эскалации кризиса. Как рассказывает совладелец фирмы Хайреттин Учак (Hayrettin Uçak), российские компании, которым «Uçak Kardeşler» поставляет свою продукцию, возмутились: «Вы сбили наш самолет, а теперь, словно издеваясь, отправляете нам товары с изображением самолета на этикетке».
Компанию «Uçak Kardeşler» братья Хайреттин, Вахит (Vahit) и Али (Ali) Учак открыли в 1984 году, создав бренд из своей фамилии. Компания с центром в Сеферихисаре имеет филиалы во многих регионах страны. Половина произведенной ею продукции идет на внутренний рынок, а 50% — на экспорт в Россию и страны Европы. После того, как Турция сбила российский самолет 24 ноября прошлого года, продажи в Россию, куда компания поставляла порядка 60% своего экспорта, остановились. До самолетного кризиса «Uçak Kardeşler» вывозила в Россию апельсины, мандарины, грейпфруты, гранаты, лимоны, виноград, помидоры. После 1 января 2016 года, с вступлением в силу санкций России в отношении Турции, компания могла продавать в эту страну только лимоны, грейпфруты, гранаты.
Хайреттин Учак отмечает, что из-за названия и эмблемы фирмы кризис еще более обострился. Далее он продолжает: «В первые 10 дней после уничтожения самолета у нас возникли трудности с ввозом нашей продукции в Россию. Наши грузовики не принимали. Тогда мы переправляли их в другие государства, продавали свою продукцию в нашей стране. А после 1 января к ввозу разрешены только три вида продукции. На каждый плод мы приклеиваем стикер с эмблемой, на которой написано наше имя. Это наш бренд, известный во всем мире. Российские компании, с которыми мы работаем, сказали: “Вы сбили наш самолет, а теперь, словно издеваясь, отправляете нам товары с изображением самолета на этикетке”. Но мы же не специально. Это просто интересное совпадение. Название нашей фирмы ассоциируется у них с уничтожением самолета. Наши продукты вернулись. Ладно, не проблема. Эта ситуация обсуждалась даже в соцсетях. Ну что же, теперь мы не будем отправлять и эти три товара. Я не думаю, что нам нужно менять название компании с 31-летней историей, если Россия так отреагировала. Поначалу было сложно, но мы нашли альтернативные рынки. Мы продаем свою продукцию в Саудовскую Аравию, Израиль, Дубай».