По заявлениям НАТО по поводу покупки Турцией ЗРК С-400 стало понятно, что страны — члены альянса думают по-разному. В то время как генеральный секретариат НАТО говорит, что выбор полностью принадлежит Турции, со стороны военного крыла звучат прямо противоположные заявления. Было сказано, что в случае использования этой системы Турция будет выведена из-под защитного зонта НАТО.
Разные по тональности заявления и раскрыли правду о разных точках зрения внутри НАТО. Мы в очередной раз увидели, что в то время как европейское крыло не желает излишне вдаваться в подробности дела, США задействуют и другие альтернативы, чтобы помешать турецкому выбору. Объяснить это можно двумя главными причинами.
Во-первых, есть план, который США реализуют отдельно от НАТО с целью установления мирового господства. Один из основных стратегических факторов этого плана — Турция должна быть в состоянии постоянного конфликта с Россией. Турция должна находиться на стороне США и рассматривать Россию как угрозу. Но все мы знаем, что выбор системы противовоздушной обороны большой дальности — не просто выбор оружия. Это самый явный показатель идентификации «друга» и «врага» в будущем. Иными словами, Турция открыто не воспринимает Россию как потенциального врага в ближайшее время. Это главным образом и беспокоит США.
Во-вторых, во всех своих оборонных планах США берут за основу безопасность материка. В этой связи важный вопрос для них — контроль над водными путями. Поэтому американский флот превосходит по своей мощи военно-морские силы следующих за ними десяти стран вместе взятых. Быстрый прогресс в турецко-российских отношениях препятствует планам США по окружению России с юга. Именно поэтому Греции по поводу С-300 ничего не говорят, а на Турцию жалуются во всеуслышание. Если Турция желает защитить свои национальные интересы, она должна перестать быть частью стратегических планов других стран, держать свои двери открытыми для всех, кто желает сотрудничать с ней, и так до тех пор, пока это отвечает ее интересам.
***
А для того чтобы сделать этот выбор, наша страна должна как можно скорее решить три проблемы. Необходимо выработать решения, которые позволят преодолеть зависимость от импорта энергоресурсов. Претворить в жизнь модель Бразилии или модель Норвегии. Нам необходимо увеличить уровень самообеспеченности в оборонной промышленности до 80% и выше, а одновременно с этим наращивать сотрудничество с Азербайджаном, Пакистаном, Катаром и другими странами. Наконец, нам нужно обязательно решить проблему дефицита баланса текущих операций и технологически развиваться, чтобы получить возможность устранить его. Для фирм, производящих продукцию с высокой добавленной стоимостью, необходимо разработать модели выборочного стимулирования. От моделей регионального развития необходимо перейти к национальной модели с определением большего числа сфер. Ведь развитие и разработка других моделей происходит не слишком быстро.
Через территорию нашей страны проходят самые стратегически важные логистические пути в мире. Крупные государства тоже хотят завладеть этими маршрутами и использовать их, чтобы загонять в угол других. Если вы обратите внимание, Египет и Панама — две страны, разделяющие эту судьбу. Многие годы Россия и США борются друг с другом, чтобы установить господство на этих территориях. Сейчас в процесс включился и Китай. Если мы не хотим в ближайшие годы такой же судьбы, как у этих двух стран, мы должны быть достаточно сильны, чтобы самостоятельно принимать решения. А произойдет это после устойчивого решения трех вышеназванных проблем.
По мере роста конкуренции между странами все большее значение будет приобретать безопасность водных путей. Конфликты тоже сосредоточатся в этих зонах. Одной из них будет Тихоокеанский регион, другой — средиземноморский бассейн. Проблемы уже давно вышли за рамки темы С-400.