Yeni Safak / Кемаль Озтюрк (Kemal Öztürk) – 26 мая 2017
1957 году советская Россия запустила в космос спутник и успешно вывела его на орбиту, сделав это раньше США.
С этого момента начались события, которые вошли в историю под названием «спутниковый кризис».
Кто отправил спутник в космос, тот сбросит и ракету
Когда русские вывели спутник на орбиту, это вызвало большой страх в США. Страна, которая может успешно отправлять ракеты в космос, очень близка к технологии, позволяющей нанести удар межконтинентальной баллистической ракетой куда бы то ни было из любой точки земного шара.
Сразу же после этих шокирующих событий президент США Эйзенхауэр созвал внеочередное собрание Сената и поручил создать специальную исследовательскую комиссию.
В результате проведенной работы выяснилось, что причиной отставания США в технологиях, как и ожидалось, является не несостоятельность университетов или государственных институтов.
Космическую гонку проигрывают из-за школ
Главной причиной было недостаточно эффективное научное образование в школах. Комиссия объявила, что из-за этого поразившего всех результата США проигрывают космическую гонку.
Президент очень удивился этому. Но принял ту горькую правду, что научное образование в советских школах гораздо сильнее, чем в США. По поручению президента и Сената было принято решение об усилении научной направленности школьного образования. Самой примечательной из проведенных реформ было открытие «science schools» (школ с научным уклоном), ориентированных на воспитание ученых.
В Америке было создано множество научных школ, в рамках которых были подготовлены исследователи для университетов. В космической гонке американцы догнали русских. А в 1969 году — даже перегнали, ступив на поверхность Луны.
Событие, произошедшее на глазах у всего мира, обнаружило тот факт, что иметь хорошие университеты недостаточно, подрастающее поколение нужно с ранних лет побуждать и стимулировать к научным исследованиям.
В Турции научные школы отстали
Турция, чтобы не уступать в этой гонке, также в 1964 году открыла первую научную школу. Эта школа долго воспитывала перспективных сильных кандидатов и направляла их в университеты.
В последующие периоды научные школы, созданные в условиях холодной войны, утратили свою конкурентоспособность на мировом уровне и потенциал воспитания ученых. Поэтому в школах нашей страны не удается обеспечить инфраструктуру подготовки исследователей в университеты.
Некоторое время назад выпускники научной школы имени Ататюрка в Стамбуле, увидев этот пробел, создали ассоциацию. Они подготовили короткий фильм о спутниковом кризисе. Они пытаются донести до всех стратегическое значение научных школ, объяснить, что они дают преимущество, достаточное для того, чтобы показать, кто победит в конкуренции между сверхдержавами.
Проблему научных школ нужно обсуждать
На симпозиуме, который состоится 26-27 мая, выпускники школы имени Ататюрка организуют научное обсуждение этой проблемы. Их цель — дать понять, что лучший способ покрыть дефицит в качественных студентах, возникший прежде всего после закрытия колледжей FETÖ (террористической организации Фетхуллаха Гюлена) — это, как и раньше, научные школы.
С этой целью в научных школах необходимо провести серьезные реформы, от преподавательского состава до учебных планов, от материалов до стратегического планирования.
Напомним, что важным опытом в этом направлении обладает Южная Корея. Своими успехами в технологиях корейцы обязаны воспитанию качественных студентов в школах с научным уклоном.
О том, как они делают это, расскажут на симпозиуме.
Ожидается, что министерство национального образования обратит внимание на этот вопрос. Если бы наше министерство проводило совместную работу с такого рода неправительственными и добровольными организациями, это было бы крайне полезно. Тогда возникло бы больше возможностей для подготовки ученых, чьи фундаментальные знания были заложены в школе.
Будем надеяться, что наш президент и премьер-министр, которые говорят о необходимости вступить в гонку в области обороны и космической индустрии, не обойдут вниманием этот вопрос.