Der Spiegel, Германия / Редакция газеты «Cumhuriyet» – 15 ноября 2016
Свобода прессы и слова в Турции находятся в большой опасности, ситуация драматичная. Журналисток и журналистов систематически принуждают к молчанию, СМИ закрывают или заставляют придерживаться линии государственной пропаганды.
В «День арестованных писателей» («Writers-in-Prison-Day») в этот вторник немецкие ежедневные газеты и электронные СМИ решили выступить сообща. Тем самым они протестуют против преследования коллег.
Из солидарности с преследуемыми указанные внизу СМИ публикуют параллельно текст, который написала редакция турецкой газеты «Cumhuriyet», находящейся сейчас под особым давлением. Многие сотрудники издательства и редакции уже арестованы, другие были вынуждены эмигрировать.
Статья турецких журналистов заканчивается словами глубокой убежденности редакции, которую сформулировал главный редактор Сабунку в заключении: «Мы будем подчиняться только нашему народу и нашим читателям!»
Из букета в руках он вынимает красные гвоздики и кладет по одной на каждый письменный стол в редакции новостей. Во всей этой неразберихе мы спрашиваем его, что происходит. «Я старый сотрудник ’Cumhuriyet’, в благодарность за вашу мораль я принес вам цветы», — говорит он. Он тихо раздает гвоздики и исчезает.
Тем временем в главном офисе ежедневной газеты ’Cumhuriyet’ в стамбульском районе Sisli царит суматоха. Это 2 ноября 2016 года, третий день после того, как 13 наших журналистов и менеджеров наших арестованы. Мы, сотрудники, пытаемся оставаться спокойными и невозмутимыми. Надо издавать газету, неважно, скольких коллег арестовали. У нас нет другого выбора, чем выполнять свою работу. Потому что ’Cumhuriyet’ это газета, и здесь работают журналисты.
Но все мы печальны, озабочены и вспоминаем, какой заголовок мы дали в тот день: «Мы не сдадимся». О наших арестованных коллегах мы из-за чрезвычайного положения, которое было объявлено после попытки переворота 15 июля, ничего больше не слышали. Прокурор дал пять дней срока, прежде чем они смогут поговорить с адвокатом. Каждый задает себе один и тот же вопрос: Что теперь произойдет? Может быть, лучше нам вспомнить о том, что уже произошло и почему это произошло.
Что произошло?
Все началось утром 31 октября 2016 года со звонка нашего главного редактора Мурата Сабунку (Murat Sabuncu). В семь часов утра он позвонил нашему дежурному редактору и сказал:” Друг мой, они меня забирают«. То, что Сабунку, энергии которого можно было только позавидовать, позвонил в это время, не было чем-то необычным. И сначала все подумали, что он хочет пошутить. Но как бы мы ни старались оставаться оптимистичными, действительность в Турции в настоящее время, к сожалению, настолько трагична, что не допускает никаких шуток подобного рода.
Полиция обыскала квартиру Мурата Сабунку и арестовала его. После его звонка последовали другие. Наши телефоны звонили как сумасшедшие. Журналисты «Cumhuriyet»- Айдын Энгин (Айдин Энгин), Хикмет Четинкайя (Hikmet Çetinkaya), Хакан Кара (Hakan Kara), наш омбудсмен Гюрай Оз (Güray Öz), члены правления фонда «Cumhuriyet»- Бюлент Утку (Bülent Utku) и Мустафа Кемаль Гюнгёр (Mustafa Kemal Güngör), наш бывший главный финансист Бюлент Йенер (Bülent Yener) и его преемник Гюнзели Очалтай (Günseli Özaltay), руководитель нашего книжного приложения Турхан Гюнай (Turhan Günay) — всех их забрали из дома. К тому же обыскали квартиру председателя фонда «Cumhuriyet» Орхана Эринка (Orhan Erinç).
Газета, которой 93 года
Мы, сотрудники, в тот же час собрались в нашем «доме». Уже первые наши разговоры показали, что операция против «Cumhuriyet» на самом деле никого не удивила. Потому что правительство хочет заставить замолчать каждого несогласного с ним. В том числе и нашу газету, в чем мы давно уже могли убедиться.
Однако мысль о том, что такая газета как «Cumhuriyet», на основании которой 93 года назад Мустафа Кемаль Ататюрк (Mustafa Kemal Atatürk), основатель Турции, сам дал ей название. Газета, которую в прошлом преследовали после каждого путча, потому что она «левая». Газета, которая выступает за демократию, за отделение церкви от государства, за правовое государство, за права человека и свободу слова и работает в соответствии с международными журналистскими нормами — что такая газета попала под столь сильное давление, этого мы не хотели даже произнести вслух. Но в режиме чрезвычайного положения политический климат стал более жестким.
Попытка переворота 15 июля 2016 года
Не так просто объяснить кому-нибудь за рубежом, что произошло в Турции 15 июля 2016 года. Короче говоря, мы считаем, что религиозная организация Фетхулла Гюлена (Fethullah-Gülen), которая с 2013 года находилась в состоянии борьбы за власть с AKP, хотела свергнуть правительство при помощи путча. Против этого восстала вся страна и защитила избранных ею представителей. Люди из всех слоев общества собирались и демонстрировали на улицах за демократию. Так путч был подавлен. Вскоре после этого было объявлено чрезвычайное положение. В борьбе против организации Гюлена были отданы приказы об аресте тысяч человек, и эти приказы все еще отдаются.
«Cumhuriyet» подала свой голос против несправедливости и старалась заниматься журналистикой в рамках универсальных норм. Но членов правления фонда и журналистов газеты обвинили в том, что они действовали по заданию организации Гюлена и РКК. Последним был арестован наш издатель Акн Аталай (Akn Atalay) после его возвращения из Германии в прошлую пятницу.
Обвинения против «Cumhuriyet»
И все же мы не прекращали делать качественную журналистскую работу и издавать хорошую газету. Как и в первый день после арестов наших менеджеров и журналистов. «Мы должны издавать хорошую газету», — сказали мы себе на первом редакционном заседании после этого. Во время этого заседания зазвонил телефон нашего автора и советника Кадри Гюрзеля (Kadri Gürsel). И в его квартире также был обыск. Он бросился с конференции и позже был арестован. Но и это не отвлекло нас от нашей работы. И никто из нас не смог отговорить нашего карикатуриста Мусу Карта (Musa Kart), а также и члена нашего правления Ондера Челика (Önder Çelik) от того, чтобы они сами без промедления пошли к полицейской охране после того, как они узнали, что есть приказ об их аресте.
И их обвинили в том, что они от имени организации Гюлена и РКК совершали преступления. В действительности «Cumhuriyet» это одна из немногих газет, которые постоянно указывали на опасность того, что организация Гюлена внедряется в полицию и юстицию, чтобы получить контроль над республикой и превратить Турцию в исламское государство. К тому же «Cumhuriyet» одна из немногих газет, которые защищют права курдов, но в то же время постоянно критикует РКК и отвергает любой вид террора. Но теперь все это прошлое не засчитывается и всю вину перекладывают на «Cumhuriyet».
Обвиненный прокурор
Из-за чрезвычайного положения мы четыре дня не имели никаких вестей от наших 13 друзей, несмотря на все наши юридические усилия. Однако у правды есть одно свойство — ее не скроешь. Так что один журналист узнал, что прокурор, который вел дело против «Cumhuriyet», сам был осужден в рамках процесса против Гюлена. Пример того, насколько жизненно важна работа журналистов.
Тот факт, что расследование вел прокурор, обвиненный из-за членства в организации Гюлена, должен был бы развалить дело против «Cumhuriyet». Во всяком случае, так было бы, если бы мы жили в какой-нибудь другой стране. А так министр юстиции просто заявил о «неудаче». Министерству даже не пришло в голову, чтобы освободить прокурора от его обязанностей. Нет, не смейтесь, это произошло с «Cumhuriyet», а не является сюжетом какой-то черной комедии.
Виноваты в том, что журналисты
Из наших 13 друзей, которые 5 ноября предстали перед судом, четверых после нашего участия отпустили. То, что сразу же после освобождения в 4 часа утра они сразу пришли в газету и были там встречены ожидающими их коллегами, говорит о том, насколько мы преданы своей профессии.
Но в Турции ни одна радость не остается безнаказанной. Потому что остальные наши арестованные друзья были с ночи пятницы до утра субботы в крупнейшем судебном дворце Европы Çalayan допрошены судьей. В конце их арестовали и отправили в Silivri, известную как крупнейшая в Европе тюрьма. И так число арестованных в Турции журналистов повысилось до 142 человек.
От освобожденных журналистов мы узнали, что хотел знать адвокат: «Почему вы опубликовали такую новость?» «Почему вы дали такой заголовок?» «Почему вы это издали?» То есть прокурор обвинял нас ни в чем ином, как в том, что мы журналисты. Слова политолога Джона Кейна (John Keane) описывают наше положение: ” Некоторые не хотят, что некоторые вещи где-то будут опубликованы. Эти вещи называются новостями«.
Солидарность, ты прекрасна
На десятый день наши адвокаты смогли посетить наших арестованных. И так мы узнали, что больше всего их беспокоило: как обошлись с нашей газетой.
И, действительно, мы переживали удивительные дни. Как только стало известно об операции против нас, к нашему офису в Стамбуле и к нашему бюро в Анкаре устремились люди: политики, ученые, деятели профсоюзов, представители гражданских объединений, студенты, журналисты, художники, международные СМИ, международные союзы журналистов и — что было самое важное — наши читатели. Старики, дети, женщины, мужчины.
Эти визиты продолжаются и сейчас. Посетители разделяют нашу печаль и оставляют нам надежду. Некоторые приносили нам кофе, выпечку, сэндвичи, пироги, шоколад, фрукты, цветы, витамины, чтобы мы оставались стойкими и не сдавались. Они хотели наполнить наши желудки и не знали, что то, что они пришли, их поддержка питают наши сердца, души и нашу волю к сопротивлению.
Студенты, которые вечерами работают в нашем здании газеты и утром идут на экзамены, это гарантия того, что жизнь продолжается. 50-летний слепой господин Хусейн (Hüseyin), который целыми днями ни на шаг не уходил из «Cumhuriyet», является гарантией, что наша вера в журналистику не утеряна и наше сопротивление будет успешным. Новость наших друзей из тюрьмы — «У нас все хорошо, пусть и у вас все будет хорошо» — это гарантия того, что мы в своей профессии, в журналистике, выиграем. Коллеги, которые собрались уже в первый день, их «почетный караул журналистов» для «Cumhuriyet» — это гарантия нашей свободы слова. Музыканты, которые каждый вечер превращали сад нашей газеты в концертную сцену, это гарантия нашей радости.
Нам не хватает только одного
Нам не хватает только одной гарантии: свободы прессы. Нам, гражданам этой страны, нужна свобода слова, прессы, которые являются неотъемлемыми свободами в каждой демократической стране. Чтобы спокойно выполнять нашу работу, нам надо просто оставаться журналистами. Мы должны быть голосами тех, у кого их нет, мы должны сообщать о фактах и записывать их. Наша работа трудна, давление велико, угрозы серьезные. Но ничего из этого нас не остановит. Новость нашего главного редактора Марата Сабунку, которую он прислал из заключения и тем самым наполнил наши глаза слезами, собственно и есть принцип каждого, кто работает в «Cumhuriyet: «Мы будем подчиняться только нашему народу и нашим читателям».