Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу вечером 21 апреля принял участие в прямом эфире передачи Tarafsız Bölge на телеканале CNN TÜRK, где одной из главных тем обсуждения была текущая ситуация вокруг военного кризиса между Россией и Украиной.
Выделим тезисно несколько важных ключевых моментов из интервью главы турецкого МИД.
- После переговоров в Стамбуле мы не думали, что война так затянется. Есть те, кто хочет, чтобы эта война продолжалась. Есть те, кто хочет продолжения войны из стран, входящих в НАТО. Они хотят продолжения войны и ослабления России.
- Украина не должна рассматриваться как зона влияния. Мы говорим об этом вот уже 15 лет. Атака России на Украину неприемлема. Когда мы подошли к гарантиям безопасности и другим вопросам, у нас было убеждение, что эта война затянется. После того, как мы стали очевидцами нескольких трагедий, стало понятно, что это не должно продолжаться.
- У Путина и России естественно есть свои цели. Те, которые мы не можем принять, но по его словам, он считает, что он прав. В конце концов, в темах, которые они (стороны – ред.) обсуждают, есть сложные вопросы.
ПЕРЕГОВОРЫ ДВУХ ДЕЛЕГАЦИЙ ПРОДОЛЖАЮТСЯ
- Мы знали, что результата от встречи в Анталии не будет, но важно было их свести. Наши надежды возросли, когда мы вместе с ними сели за стол переговоров. Возникла надежда, первые заявления. Когда появились первые кадры резни, атмосфера накалилась и они отошли от Стамбульского соглашения.
- Обе стороны все еще ведут переговоры. Закулисная дипломатия продолжается и среди лидеров. Зеленский сказал: «Несмотря на все события, я должен продолжать вести переговоры как президент страны».
- [Вопрос: Кто ближе к заключению мира: Зеленский или Путин?] Мы посещали различные обсуждения делегаций и постоянно разговариваем по телефону. Поэтому, если мы говорим, что одна сторона ближе к заключению мира, а другая дальше от него, то мы не уважаем наш посреднический долг и не упрощаем этот процесс переговоров.
- Зеленский является главой государства Украина. Зеленский продемонстрировал сильное лидерство после начала этой войны. Конечно, когда началась война, ему понадобилась помощь извне. Но было бы неправильно говорить, что он «попал под их контроль» только потому, что попросил помощи извне.
ВСТРЕЧА ЗЕЛЕНСКОГО С ПУТИНЫМ / КУЛЕБЫ С ЛАВРОВЫМ
- Они (Зеленский и Путин – ред.) готовы поставить подписи. Но есть долгосрочные вопросы и краткосрочные. Сложные темы необходимо оставить на потом. Зеленский хотел встретиться с Путиным еще до начала войны. Каждый раз, когда он разговаривал с нашим президентом после начала войны, он заявлял, что хочет встретиться с Путиным.
- [Вопрос: Зеленский или Путин все еще готовы прилететь в Стамбул или Анталию для встречи?] Они оба дают положительные сигналы для встречи, но только когда все условия и договоренности будут соблюдены. Но пока условия не выполнены.
- Россия хочет, чтобы Украина не вступала ни в один военный союз, в том числе в НАТО. Они на это согласны, но Украина хочет гарантии.
- Но самыми чувствительными темами для обеих сторон, особенно для Украины, остаются статус Крыма и Донбасса. На мой взгляд, это самые сложные темы обсуждения.
- Консенсус по тексту соглашения все еще находится на столе переговоров. Если это не произойдет в ближайшее время, война растянется на многие годы. Это не хорошо для всего человечества. Если вы посмотрите на текст, который они отправили друг другу, то все зависит от двух лидеров. Встреча может произойти в любое время.
- Наш президент дает сообщение «Давайте соберем вас вместе, давайте покончим с этим» каждый раз, когда он общается с двумя лидерами. Мы не отступаем от нашей решимости. Президент также вновь переговорит с лидерами. Я сегодня (20 апреля) общался с Лавровым, а вчера (19 апреля) говорил с Кулебой.
- В каких трудных условиях мы бы не находились, между министрами иностранных дел складывается дружба. Всякий раз, когда я хочу поговорить с ними обоими, они берут трубку. Либо звонят мне. Встреча может состояться как в Анталии, так и в Стамбуле. Местоположение не имеет значения. Однако украинская сторона не хочет продолжения переговоров в Беларуси.
МАРИУПОЛЬ И КОРАБЛИ
Мы получаем информацию о последней ситуации в переговорном процессе. Точно так же и по ситуации на полях сражений. Россия взяла под свой контроль значительную часть Маруиполя. В то же время у нас в порту стоят корабли, которые не могут выйти из-за мин. У нас 22 корабля. Некоторые уже вернулись. Наш Президент общается с обеими лидерами. Однако договориться между ними не удалось из-за мин или невозможности открыть безопасный коридор.
СТАТУС ПЕРЕГОВОРЩИКА
Мы хотим внести свой вклад в процесс, поскольку переговоры продолжаются. Обе стороны доверяют Турции. Они делятся текстами переговоров с нами. В какие моменты, какая сторона согласовала какой текст. Какие предметы обсуждения не были приняты? Вот эти проблемы. Но подробностей о них мы не разглашаем. Если бы они нам не доверяли, то не приехали бы ни в Анталию, ни в Стамбул. Мы продолжаем нашу принципиальную политику, не нарушая этого доверия.
ПРОГНОЗЫ ПЕРЕД НАЧАЛОМ ВОЙНЫ
Русские говорили, что мы ни в коем случае не нападем. Соединенные Штаты заявили, что россияне нападут. Европейцы вообще не верили. Мы думали, что если Россия собирается нападать, то она нападет на Донбасс. Ведь мы не предполагали, что он нападет на Киев. Это была неожиданная ситуация для всего мира.
ВВЕДЕНИЕ САНКЦИЙ
Что такое обязательные санкции? Это санкции, введенные резолюциями ООН. Турция всегда соблюдала их. Нам говорят: «Мы понимаем, почему вы не участвуете в санкциях, но санкции не должны вас обходить». Я не осуждаю страны, которые сейчас вводят санкции. В этих условиях участие в санкциях для нас невозможно. Кто на нас жалуется? Греция… Роль, которую мы играем, ценится на Западе. Они знают об опыте, который у нас был с Россией, и говорят, что «надо им воспользоваться».
КОНВЕНЦИЯ МОНТРЁ
Существуют также юридические обязательства. К примеру, Конвенция Монтрё. Запрос о применении напрямую не поступал. У России было 4 корабля, они заранее о них уведомили. После того, как началась война, мы сказали не заводить эти корабли в Босфор. Они тоже отказались от этой задумки. НАТО также должно было провести учения в Черном море. Мы попросили их перенести учения на другую дату.
ДЕНЬГИ ИЗ РОССИИ УТЕКАЮТ В ТУРЦИЮ
Эта новость из The Wall Street Journal не соответствует действительности. Это заказная новость. Новость которая должна вынудить Турцию к участию в санкциях.
СТРАНЫ – ГАРАНТЫ
- Украина говорит: «Я принимаю нейтралитет, я не становлюсь членом НАТО, но я хочу, чтобы моя безопасность была гарантирована». Зеленский хотел, чтобы гарантом была 5-я статья НАТО. Таково требование, но нет страны, которая принимает это предложение. США, Великобритания, Канада не принимают. Конечно, Турция его не принимает.
- P5 (США, Франция, Британия, Россия, Китай) хотят + Германия + Турция могут стать гарантами. Никто не против. Но запрос Украины о гарантиях, подобно 5-й статье НАТО, никто не принимает. О том, чтобы отправить своих солдат, не может быть и речи. «Мы можем быть одной из стран-гарантов», — заявила Турция. Но мы не говорили, что можем быть гарантом 5-й статьи НАТО. Это требование появилось позже.
- Несомненно, статья 5 устава НАТО не будет такой гарантией. Так что же произойдет? Турция также взяла на себя ответственность. Об этом думают эксперты в НАТО. Мы пытаемся понять, что может быть альтернативой.
- Кроме того, на повестке дня также будет вывод войск России из Украины и ослабление некоторых санкций. Мы также ведем переговоры с Европой и США, которые вводят санкции по этому поводу. Ни слова о гарантиях. Обе стороны должны согласиться.