Финансовая борьба за турецкую лиру против других видов капиталовложения (включая драгоценные металлы, акции, иностранную и криптовалюту), видимо, стала одним из инструментов для “новой экономической модели”, отмечали последнюю неделю местные и международные эксперты.
Агентство по регулированию и надзору за банковской деятельностью Турции (BDDK) еще 16 декабря выступило с необычным заявлением, которое мало кого смутило до финансовых потрясений последней недели:
“Наше Агентство поручило учреждениям установить необходимый контроль на максимальном уровне, чтобы ссуды, предоставленные физическим или юридическим клиентам в турецких лирах, не подвергались транзакциям, противоречащим их цели”.
Формулировка стала более понятной на прошедшей неделе, когда в прессе появились сообщения клиентов из нескольких банков, которых заставляли перед выдачей кредита подписать обязательство, согласно которому заемщик не имеет права:
- совершать сделки по покупке иностранной валюты и золота
- совершать вклады, инвестиции для получения финансовой прибыли
- переводить средства за границу, переводить их в криптоактивы или за пределы рынка капитала.
Таким образом банк фактически снимает с себя обязательства перед регулятором BDDK во избежание многомиллионных штрафных санкций и перекладывает их на заемщика, берущего кредит в лирах. При отказе подписывать такое обязательство, осуществляется отказ в выдаче кредита.