Вся новостная повестка не только в турецкой прессе, обсуждениях в эфирах теленовостей, но даже и заполненных мужчинами за 50 небольших кыраатхане, сводится к двум вещам – падающей лире и растущих ценах.
В пятницу курс турецкой лиры упал на 9%, до очередного антирекорда в 17,1783 лиры за доллар, а евро тем временем перешагнула далеко за отметку 19 лир – 19,4492. Золото, на которое больше всего ориентируются турки постарше, подобралось к абсолютно невероятной отметке тысяче лир за грамм (998,55 TL).
Стамбульская биржа в пятницу за несколько часов до планового закрытия в автоматическом режиме дважды приостанавливала торги ценными бумагами после волны продаж, обрушивших основной индекс BIST100.
“По состоянию на 16:24 была активирована автоматическая система. Сделки были временно приостановлены по всем направлениям фондовой биржи: по сделкам с акциями, фьючерсами и опционами, а также на торгах репо с акциями и долговыми бумагами”, – говорится в заявлении биржи. Аналогичное процедура была повторена спустя полчаса в 16:54.
Начиная с 15:20 основной турецкий индекс BIST100 начал падение с уровня 2,380 и за час потерял 220 пунктов. В итоге до первого включения системы остановки торгов индекс упал на 5%. После возобновления сделок падение продолжилось, и индекс потерял более 8% за сутки.
Чтобы предотвратить панику в последний рабочий день на финансовом рынке Центробанк Турции заявил о проведении новых прямых валютных интервенций в условиях падения курса турецкой лиры.
“По причине нездорового ценообразования, которое наблюдается в отношении валютных курсов, производится непосредственное вмешательство в продажу (валюты — ред.) на рынке”, — сообщил регулятор. Сразу после сообщения ЦБ о валютных интервенциях лира укрепилась до 16,52 за доллар
Пятая проведенная интервенция Центробанка в этом месяце, по сообщениям экономических изданий, обошлась валютным резервам почти в 2 млрд долларов, что в сумме с последними “поддержками” лиры вылились в 6,3 млрд.