Evrensel – Юсуф Караташ (Yusuf Karataş) – 28 сентября 2021
Президент Эрдоган, не сумевший добиться встречи с президентом США Байденом в Нью-Йорке, куда он отправился для участия в Генеральной Ассамблее ООН, завтра, 29 сентября, встретится лицом к лицу с президентом России Путиным.
Свое разочарование от того, что встречи с Байденом не было, Эрдоган по итогам контактов в Нью-Йорке выразил следующими словами: «Еще ни с одним из американских лидеров я не сталкивался с такой ситуацией», — а по поводу встречи с Путиным 29 сентября турецкий лидер заявил:
«С господином Путиным мы проведем двустороннюю встречу (…) На этой встрече без участия кого-либо в качестве третьей стороны мы, конечно же, также примем важные решения относительно турецко-российских отношений».
Акцент Эрдогана на встрече с Путиным тет-а-тет и принятии важных решений в турецко-российских отношениях приобретает значение как реакция на позицию Байдена и сигнал в адрес США.
Эрдоган и в интервью телеканалу «CBS News» в США по вопросу о приобретении системы противовоздушной обороны С-400 у России, вопросу, который влияет на позицию администрации Байдена, говорит:
«Вы не даете нам „Пэтриот” и не можете вмешиваться в то, у какой страны и какую оборонительную систему я покупаю», — добавляя при этом, что будет закуплена и вторая партия С-400.
Помимо того факта, что вооружения, приобретенные у империалистов, будь то «Пэтриот» или С-400, служат не защите страны, а увеличению зависимости от империалистов, эти слова Эрдогана также показывают, что он на самом деле желает достичь компромисса с администрацией Байдена.
Как известно, Эрдоган после своей встречи с Байденом 14 июня текущего года заявил, что это была встреча «двух союзников и стратегических партнеров» и они с Байденом будут «наращивать сотрудничество в соответствии с общими целями». Готовность Эрдогана к тому, чтобы после ухода США из Афганистана безопасность кабульского аэропорта обеспечивалась турецкой стороной, привела к тому, что Байден тоже ушел с этой встречи удовлетворенным и остальные проблемы между администрациями двух стран отложились. Однако тот факт, что «Талибан» (террористическая организация, запрещена в РФ — прим. ред.) захватил власть в Афганистане быстрее, чем ожидалось, сделал тщетными расчеты и в этом вопросе.
На данный момент администрация Байдена считает позицию администрации Эрдогана по С-400 и отношениям с Россией проблематичной с точки зрения стратегии США и НАТО, определяющей Россию как «ближнюю угрозу». И в вопросе отношений с Израилем и арабскими режимами Персидского залива, а также сотрудничества с сирийскими курдами, Вашингтон считает, что позиция администрации Эрдогана является препятствием для политики США на Ближнем Востоке. Байден, который не назначил встречу Эрдогану, хотя турецкий лидер превратил этот вопрос в дело «престижа», навязывает администрации Эрдогана приверженность политической оси США.
При такой политической картине встреча Эрдогана лицом к лицу с Путиным интерпретируется как разыгрывание российской карты против США.
Но действительно ли Эрдоган сегодня в состоянии разыграть российскую карту против США?
Прежде всего необходимо оглянуться назад и посмотреть на то, когда и при каких условиях формировались хорошие отношения Эрдогана с «другом Путиным».
Благоприятные отношения между администрацией Эрдогана и Россией начали складываться в период весьма напряженных отношений Турции с США после попытки госпереворота 15 июля 2016 года в Турции, а также на фоне принятия США решения проводить операции против ИГИЛ (террористическая организация, запрещена в РФ — прим. ред.) в Сирии не с администрацией Эрдогана и поддерживаемыми ею джихадистскими группировками, а с сирийскими курдами.
Для администрации Путина сотрудничество с администрацией Эрдогана было важной возможностью прежде всего с точки зрения разжигания противостояния между США и Турцией, членом НАТО, в регионе и срыва планов США. Более того, угроза военной операции со стороны администрации Эрдогана создавала весьма удобную ситуацию с точки зрения оказания давления на сирийских курдов и их примирения с сирийской администрацией. Вместе с тем благодаря этому сотрудничеству администрация Эрдогана играла вспомогательную роль в ликвидации джихадистских бандформирований в Сирии, прежде всего в Алеппо.
Отношения с Россией дали администрации Эрдогана возможность проводить операции против сирийских курдов и продолжать сотрудничество с джихадистскими бандформированиями на захватываемых территориях. Однако слова главного советника президента Турции Ильнура Чевика (İlnur Çevik) «если бы Россия не открыла воздушное пространство, мы не смогли бы поднять даже беспилотный летательный аппарат, не говоря уже о вхождении в Эль-Баб, Африн» показывали, чьим интересам на самом деле служило это сотрудничество.
С другой стороны, заявления российской стороны перед встречей, которая состоится завтра, 29 сентября, указывают не только на то, что Эрдоган, находящийся на этот раз в весьма затруднительном положении, не получит новые козыри, более этого, эта ситуация будет превращена в возможность для навязывания новых требований.
Как известно, администрация Эрдогана рассматривает присоединение Крыма к России по итогам референдума как «аннексию», и такая позиция не нравится России. Официальный представитель Министерства иностранных дел России Захарова выразила недовольство по поводу позиции администрации Эрдогана по Крыму предупреждением «если такая риторика будет продолжаться, нам тоже придется обращать внимание на подобные проблемы в Турции», — указав на курдскую проблему.
Кроме того, Россия заявила, что не согласится с пересмотром Конвенции Монтрё и созданием новой угрозы для причерноморских стран в связи со спором о канале «Стамбул».
Однако заявления, сделанные перед завтрашней встречей, показывают, что приоритетом России будет требование новых уступок от администрации Эрдогана по Идлибу и Сирии.
Во-первых, Путин, принимая сирийского президента Асада в Москве 13 сентября, заявил: «Главная проблема в Сирии — присутствие иностранных сил», — указав на США и Турцию. Затем министр иностранных дел Сирии Фейсал Микдад (Faysal Mikdad) выразил свои ожидания от встречи, отметив:
«Нам нужно заставить турецкое государство прекратить свое незаконное присутствие на сирийской территории и положить конец его господству на наших землях».
За этим заявлением последовали слова министра иностранных дел России Лаврова о том, что на встрече Путин — Эрдоган «будет подробно рассматриваться вопрос о том, как Турция выполняет свое обязательство в Идлибе, оно выполняется медленно, это очевидно». Наконец, заместитель руководителя российского Центра по примирению враждующих сторон в Сирии, контр-адмирал Вадим Кулить сообщил, что «в Алеппо зафиксировано два обстрела позиций сирийских правительственных сил со стороны боевиков, находящихся на территории, подконтрольной Турции», при этом в Идлибской зоне деэскалации «зафиксировано 22 обстрела со стороны боевиков «Хайят Тахрир аш-Шам» (террористическая организация, запрещена в РФ — прим. ред.). Вслед за этими заявлениями накануне появилась новость о том, что российские самолеты провели воздушную операцию против поддерживаемых Турцией джихадистских группировок в районе Африна и в ходе этой операции было убито 11 боевиков «Дивизии аль-Хамза», связанной со Свободной сирийской армией.
Судя по этим событиям, мы уже можем сказать, что на предстоящей встрече Путин сядет за стол переговоров с новыми требованиями в отношении Идлиба и регионов, где администрация Эрдогана сотрудничает с джихадистскими группировками. Иными словами, развитие событий показывает, что Россия попытается использовать затрудненное положение администрации Эрдогана для ликвидации джихадистских бандформирований и достижения решения, которое усилит ее собственные позиции в Сирии.
В результате и тот факт, что Байден отказался от встречи с Эрдоганом в качестве продолжения тактики навязывания ему приверженности оси США, и то, что Путин пытается превратить встречу тет-а-тет с Эрдоганом в возможность получить от него новые уступки, демонстрируют один и тот же факт: внешняя политика администрации Эрдогана, основанная на использовании противоречий между империалистами для реализации собственных реакционных амбиций и экспансионистских грез, сегодня возвращаются к ней бумерангом.