Редакция The Economist придумала индекс Биг-Мака (Big Mac index) 35 лет назад, когда вездесущий гамбургер от McDonalds стоил в родной Америке всего $1,60. Сейчас средняя стоимость бутерброда с котлетой $5,65.
Но индекс был задуман не как путеводитель по гамбургерам, а как ироничный способ сравнения валютных курсов. Теория о паритете покупательной способности, придуманная шведским экономистом Густавом Касселем в 1918 году, гласит, что ценность валюты определяется ее способностью покупать людям вещи.
К примеру, если 69 000 вьетнамских донгов и $5,65 обладают одинаковой способностью купить бургер, их ценность равна. Если в донгах бургер стоит на 47% дороже, чем в долларах, можно предположить, что донг сильно недооценен.
На той неделе The Economist опубликовал Big Mac index 2021. Так по сравнению с США, в Турции за те же деньги можно купить в два раза больше Биг Маков, а турецкая валюта недооценена на 58,7%.
С учетом, что самый популярный в мире бургер в Турции стоит 19,99 лир или 2,34 доллара, то согласно индексу Биг Мака, турецкая валюта должна стоить 3,54 за доллар, вместо сегодняшних 8,56.
Чтобы найти турецкую лиру в списке самых недооцененных валют нужно листать в самый низ списка, ведь она находится на 5 месте с конца; впереди только валюты Азербайджана, ЮАР, России и Ливана.
Отметим, индекс Биг Мака очень условно показывает «реальную стоимость» валюты. The Economist просто сравнивает стоимость бургера в США и в Турции. Они предполагают, что в долларах цена должна быть одна и та же.