Cumhuriyet – Мехмет Али Гюллер (Mehmet Ali Güller) – 10 июля 2021
План был таков.
- 24 апреля Турция должна была принимать у себя переговоры между афганскими правительственными силами и «Талибаном» (террористическая организация, запрещена в РФ — прим. ред.) в рамках «Стамбульской конференции». В послании афганскому руководству от 7 марта 2021 года госсекретарь США Энтони Блинкен (Antony Blinken) сообщил, что США предложат это Турции.
- 1 июня на заседании министров обороны НАТО министр национальной обороны Турции Хулуси Акар (Hulusi Akar) должен был внести предложение относительно миссии в Афганистане.
- На саммите НАТО 14 июня Эрдоган и Байден должны были обсудить этот вопрос и достичь общего понимания.
На столе — С-400?
Стамбульской конференции не было в силу отказа «Талибана», однако Хулуси Акар внес предложение, и на саммите Эрдоган — Байден было достигнуто «общее понимание».
За этим «общим пониманием» последовали двухдневные контакты военных делегаций Турции и США, а также телефонные переговоры турецкого и американского министров обороны, состоявшиеся один за другим опять же в течение двух дней. Из сделанных заявлений мы понимаем, что прогресс был достигнут, однако прийти к окончательному соглашению пока не удалось. А значит, у нас еще есть время, чтобы объяснить риски и ошибочность этой миссии с политической точки зрения.
Что же касается того, почему «общее понимание», объявленное Эрдоганом и Байденом, до сих пор не превратилось в «окончательное соглашение», есть одно важное предположение. Как считает журналист Зейнеп Гюрджанлы (Zeynep Gürcanlı), на столе лежит проблема С-400: «В обмен на обеспечение Турцией безопасности кабульского аэропорта от Вашингтона попросили „молчание по С-400″. Несмотря на все настойчивые просьбы Анкары, вашингтонская администрация не сторонница подключения темы С-400 к торгу по Афганистану» (Dünya, 03.07.2021).
Дипломатия «Талибана» в России и Иране
«Талибан» не приехал в Стамбул, но побывал в Тегеране и Москве. Анкаре следует интерпретировать этот сигнал в совокупности с заявлением официального представителя «Талибана» от 11 июня о том, что «Турция должна уйти вместе с США»!
Понятно, что «Талибан» хотел сесть за стол переговоров с афганскими силами и заключить сделку с ними не где и когда этого хотел западный лагерь, а в процессе переговоров со своими соседями и параллельно с обретением определенного влияния на афганских землях.
Так, «Талибан» по инициативе министра иностранных дел Ирана Мохаммада Джавада Зарифа (Muhammed Cevad Zarif) сел за стол переговоров с представителями правительства Афганистана в Тегеране. Более того, переговоры завершились совместным заявлением из шести пунктов: две стороны согласились с тем, что проблема не будет решаться войной, и договорились о дальнейших консультациях для достижения согласия (Yakın Doğu Haber, 08.07.2021).
Тем временем другая делегация «Талибана» провела переговоры в Москве. Согласно заявлению министерства иностранных дел России относительно этих контактов, делегация «Талибана» 1) дала заверения относительно ненарушения границ государств Центральной Азии, 2) гарантировала безопасность иностранных дипломатических миссий в Афганистане, 3) подтвердила готовность к достижению устойчивого мира путем переговоров, 4) подчеркнула решимость бороться с ИГИЛ (террористическая организация, запрещена в РФ — прим. ред.) и искоренять наркопроизводство (Sputnik, 08.07.2021).
Миссия в Афганистане не решит проблемы в турецко-американских отношениях
По итогам контактов «Талибана» в Москве и Тегеране можно сделать следующие выводы.
- «Талибан» готов к достижению согласия с афганскими силами и даже к совместному правлению на первом этапе.
- «Талибан» выступает за урегулирование проблемы с одобрения своих соседей.
- «Талибан», похоже, извлек некоторые уроки из периода 1996-2001 годов, по крайней мере, в сфере дипломатии.
В этих условиях, в то время как партнеры Турции по астанинской платформе, Россия и Иран, контактируют с «Талибаном» и приступают к процессу урегулирования проблемы с ним, Турция хочет взять на себя миссию в Афганистане от имени НАТО, что является крайне проблематичным шагом. Более того, когда «Талибан» открыто выступает против этой миссии Турции.
Турция может помочь Афганистану, действуя не от имени США и НАТО, а совместно с Россией и Ираном, по направлениям за рамками военного варианта.
Если Эрдоган возьмет на себя миссию в Афганистане с целью получить поддержку США и Запада в связи со своими внутриполитическими потребностями, это не поспособствует решению главных проблем в отношениях Турции с США и к тому же негативно скажется на ее отношениях с Россией и Ираном (и даже с Китаем).