Habertürk – Кюршад Зорлу (Kürşad Zorlu) – 25 марта 2021
Отношения США и Турции переживают, пожалуй, одни из самых трудных времен за последнее столетие, при этом мы находимся накануне еще одного важного спора. В письменном заявлении от 24 апреля 2020 года кандидат в президенты США Джо Байден, желая голосов, отметил:
«В случае избрания я обязуюсь поддержать резолюцию о признании геноцида армян. Всеобщие права человека будут моим приоритетом номер один».
Важное утверждение на этот счет озвучил журналист Ян Бреммер (Ian Bremmer). По его словам, Байден официально признает так называемый «геноцид» и войдет в историю как первый президент, сделавший это.
Кроме того, на прошлой неделе 38 американских сенаторов во главе с председателем сенатского комитета по международным отношениям Бобом Менендесом (Bob Menendez) написали Байдену письмо с призывом признать так называемый «геноцид».
Еще одна важная деталь — ответ, который в конце января этого года тогда еще кандидат на пост госсекретаря США Энтони Блинкен (Antony Blinken) дал на вопрос сенатора Эда Марки (Ed Markey).
«Наша администрация проконсультируется с Конгрессом по этому важному решению», — сказал Блинкен.
Может ли в Конгрессе возникнуть тенденция в противовес инициативе признания? При имеющихся ныне сведениях сказать это весьма сложно.
Ранее Обама, несмотря на то что взял на себя похожее обязательство, предпочел вместо слова «геноцид» употребить выражение «большая трагедия». В 2019 году текст резолюции был принят в Палате представителей, но заблокирован Трампом. Более того, именно Камала Харрис (Kamala Harris), которая сегодня является вице-президентом США, в 2019 году вместе с сенаторами Бобом Менендесом и Тедом Крузом (Ted Cruz) подала в Сенат США проект резолюции о признании геноцида.
Судя по комментариям, которые озвучиваются в США, можно сказать, что напряженность между двумя странами, прежде всего спор вокруг С-400, тот факт, что лидеры до сих пор не побеседовали друг с другом, а также заявления президента Эрдогана после того, как Байден назвал Путина «убийцей», усилили ожидания в направлении признания так называемого «геноцида».
Здесь на решение Байдена могут повлиять два момента. Первое — вероятность того, что такое развитие событий рассматривается как инструмент давления на Турцию для реализации определенных целей. А во-вторых, США оказались за рамками соглашения по Карабаху, достигнутого при посредничестве России. Используя такой путь, США могут быть нацелены на запуск нового процесса. Ведь в Армении долгое время было ожидание в этом направлении. Принятие Байденом такого решения о признании имеет большое значение для Армении, проигравшей в Карабахе, и для Пашиняна, который готовится к досрочным выборам.
Однако ни тот, ни другой мотив неприемлем с точки зрения будущего турецко-американских отношений. Прежде всего такое решение заложит основу для сопротивления и практически единой реакции в Турции. В дальнейшем это решение будет способствовать еще большему сближению Турции с Россией. В статье Бреммера присутствовало следующее высказывание Роудса (Rhodes), входившего в аппарат Обамы по национальной безопасности:
«Турция была жизненно важна для решения некоторых проблем, которыми мы занимались».
Учитывая историческое измерение и будущее турецко-американских отношений, можно ли сказать, что Турция больше не обладает таким значением для США?
Полагаю, что по мере приближения 24 апреля крайне важно, чтобы турецкая публичная дипломатия акцентировала внимание на этих фактах…