Новые гиганты европейской авиации: Россия и Турция

Новые гиганты европейской авиации: Россия и Турция

Independent, Великобритания — Саймон Калдер (Simon Calder) — 24 февраля 2021

На протяжении многих десятилетий в европейской авиации было три несомненных факта. Во-первых, у Британии самое большое число рейсов, во-вторых, Лондон лучше всех связан авиарейсами с другими городами. В-третьих, Хитроу на первом месте в мире по количеству пассажиров.

Пандемия коронавируса, а также действия по ее преодолению нарушили эту неизменную триединую данность. А поскольку министров, по всей видимости, не интересует судьба лучшего в мире (в прошлом) авиационного рынка по возможности выбора, конкурентоспособности, ценности и безопасности, эти перемены могут стать постоянными.

Основанием для такого утверждения является весьма примечательное исследование, которое провел редактор информационного бюллетеня по авиации The Anker Report Ральф Энкер (Ralph Anker), ранее занимавшийся сетевым планированием в компаниях easyJet и Go.

Он проанализировал базу данных пассажирской статистики по 400 аэропортам в период с апреля по декабрь 2020 года и сравнил ее с тем же периодом 2019 года.

Вывод Энкера таков: в Европе есть две могущественные авиационные державы, но Британии среди них нет. Обе страны находятся в Европе и Азии, но их самые загруженные центры перевозок сосредоточены в европейской части.

Явным лидером стала Турция, обогнавшая Россию. Хотя российские данные доступны только по Москве и Санкт-Петербургу.

Следующие три места заняли Испания, Италия и Франция. Британия на шестом месте, хотя ее почти догоняет Германия.

Если почитать статистику по городам, то данные за декабрь показывают, что Стамбул и Москва опередили Лондон, поставив его в весьма неловкое положение. Российская столица стала явным лидером, и к ней приближается только самый крупный город в Турции.

Если обратить внимание на отдельные аэропорты, то и здесь мы увидим, насколько пагубно пандемия коронавируса отразилась на европейской авиации.

Новый как с иголочки стамбульский аэропорт в период пандемии лишился 68% своих перевозок, однако у него показатели все равно намного лучше, чем у основных конкурентов. Стамбул стал новым лидером европейской лиги.

Московский дуэт Домодедово — Шереметьево занял второе и третье место. Амстердам оказался на четвертом месте.

При рассмотрении мест среди аэропортов за пределами «большой четверки» снова появляется Стамбул. Пятое место занимает аэропорт «Сабиха Гёкчен», расположенный по азиатскую сторону Босфора.

Лондонский Хитроу оказался на шестом месте, чуть-чуть опередив парижский аэропорт «Шарль де Голль». А Москва в третий раз возникла в этой первой десятке, на сей раз с аэропортом Внуково, который вышел на восьмое место. Мадрид, который холдинг IAG очень хотел бы видеть в числе европейских гигантов, занял следующее место.

Франкфурт замкнул первую десятку, и то с большим трудом.

Второй аэропорт французской столицы Орли занял 11-е место. От него чуть-чуть отстал аэропорт второго российского города Санкт-Петербурга.

Барселона и Лиссабон борются за счастливое 13-е место. А на 15-м месте оказался бывший незнакомец по имени Сочи. Это жемчужина на черноморском побережье России.

Северо-западная Европа переживает настоящее бедствие в авиационном бизнесе. И британское правительство, похоже, делает все возможное, чтобы оно продлилось как можно дольше.

В широко разрекламированной «Дорожной карте по выходу из локдауна» от Бориса Джонсона есть замысловатые подробности насчет того, что может предложить в Англии курорт с минеральными водами. Но в докладе нет ни слова о том, когда в полной мере возобновит работу внутренняя авиация. Кроме того, пройдет как минимум 12 недель между заявлением премьер-министра и тем моментом, когда мы сможем возобновить поездки в свое удовольствие.

Утраченные пассажирами возможности просто шокируют. Но гораздо больший ущерб причинен специалистам, которые выдвинули британскую авиацию на первое место и не давали ей опуститься.

Насколько я помню, у министров транспорта в целом бывают непродолжительные и ничем не запоминающиеся карьеры. Но не у Гранта Шэппса (Grant Shapps). Он войдет в историю авиации как человек, при котором эта отрасль была полностью разгромлена. Он не просто запретил все полеты на долгие месяцы, но и призвал летних отпускников не бронировать места на самолеты. Но наверное, Стамбулу и Москве Шэппс понравится больше.

Опубликовано: 26 февраля 2021 в 11:06