Ситуация вокруг приобретенных Анкарой российских зенитно-ракетных комплексов С-400 в последние дни предопределяет будущую повестку международных отношений между Турцией и США.
Министр обороны Турции Хулуси Акар заявил 9 февраля, что Анкара может время от времени активировать С-400 в определённых случаях, вместо того чтобы ставить эту систему на постоянное боевое дежурство, приведя в пример “Критскую модель” приобретенных Грецией ЗРК С-300.
Официальный представитель Госдепартамента США Нед Прайс на брифинге в ответ на данные заявления отметил следующее:
“Наша позиция в отношении С-400 не изменилась, российские системы С-400 несовместимы с оборудованием НАТО, они несут угрозу безопасности технологий и они не соответствуют обязательствам, которые взяла на себя Турция в качестве союзника НАТО”
Пресс-секретарь президента Турции Ибрагим Калын вчера в эфире телеканала TRT еще раз подчеркнул позицию Анкары в данном вопросе.
«В Вашингтоне прекрасно информированы о всех этапах данного вопроса. Все действия Анкары были предельно прозрачными и открытыми. Турция открыто заявляла США: «Дайте четкий ответ на обращение Анкары по закупке комплексов Patriot, либо мы будем искать альтернативу». Возможно, в Вашингтоне посчитали, что Турция блефует», – сказал пресс-секретарь турецкого лидера.
Касаясь введения возможных новых санкций Калын напомнил, что Анкара и Москва заключили контракт на С-400 в 2017 году, приблизительно за четыре месяца до утверждения в Конгрессе США Закона о противодействии противникам Америки посредством санкций (CAATSA).
«Как известно ни один закон не имеет обратной силы. Это противоречит элементарным нормам права», – подчеркнул Калын, напомнив, что основываясь именно на положения CAATSA, Вашингтон впоследствии и ввел санкции против Турции.
Представитель администрации турецкого лидера отметил также, что Анкара неоднократно заявляла, что не собирается интегрироваться С-400 в систему НАТО. Поэтому ни о какой угрозе системе безопасности Альянса, в том числе самолетам пятого поколения F-35 речи не стоит.
«Мы готовы обсуждать технические аспекты этого вопроса, однако США против и это вводит вопрос в тупик», – добавил Калын.