Site icon NEWS TURK | Новости Турции

После С-400 — самолеты Су

Yeni Safak / Кыймет Сезер (Kıymet Sezer) – 27 мая 2018

Требование Сената США наложить эмбарго даже на поставку самолетов F-35, в производстве которых Турция участвует, может изменить балансы в сфере обороны. Анкара не откажется от своих прав на самолеты и ожидает начало поставок в июне. Тем не менее стали обсуждаться альтернативы, связанные с самолетами Су российского производства. Ранее на повестке дня возникали российские Су-35, когда речь шла о самолетах, которые могут заменить F-4.

Америка в очередной раз прибегла к оружейному эмбарго против Турции. Вашингтон, выставляя предлогом покупку Турцией систем противовоздушной обороны С-400 у России, принял решение исключить Анкару из проекта F-35, несмотря на то, что Турция является партнером по производству этих самолетов. В законопроекте о бюджете министерства обороны США идея приостановить продажу боевых самолетов F-35 Турции была поддержана практически единогласно. От Турции в ответ на этот ход США последовало заявление: «Мы примем ответные меры». Турция располагает несколькими видами оружия, которыми может воспользоваться в ответ. Один из этих козырей — шаги по дальнейшему наращиванию сотрудничества с Россией. Отмечается, что в том случае, если США будут настаивать на этой позиции, расцениваемой как абсолютно неправомерная, Турция может нацелиться на российские Су-57 (Т-50), которые считаются эквивалентом F-35. Российские самолеты «Сухой» Су-57, которые находятся на стадии разработки, почти вдвое дешевле F-35. Подчеркивается, что, если Су-57 не подоспеют к нужному сроку, то на первом этапе в игру могут вступить Су-35, а затем Су-57.

Если мы установим программное обеспечение…

Российские военные самолеты Су-35 уже возникали на повестке дня несколько лет назад в ходе работ, проводимых в рамках определения самолетов, способных заменить истребители F-4. Отмечается, что российские самолеты, которые в случае срочной необходимости можно приобрести без внутренней «начинки», при их оснащении полностью турецким программным обеспечением, оружием, боеприпасами, радаром и авионикой способны дать гораздо более эффективный ответ на национальные потребности Турции. В настоящее время США не дают ни разрешения, ни полномочий на вмешательство в какой-либо форме в программное обеспечение и внутреннее наполнение F-35. Даже для того чтобы подвесить на самолет свои боеприпасы Турция должна получить разрешение США. Более того, учитывая напряженность, существующую в отношениях между двумя странами, не возникает сомнений в том, что США при любой удобной возможности будут создавать «проблемы» относительно F-35.

Подозрения насчет дистанционного управления

Последние события вызывают серьезные сомнения по поводу того, будут ли F-35 находиться на службе у Турции, и создают проблему безопасности, указывают эксперты. С другой стороны, в качестве важного риска с точки зрения безопасности выражаются также предупреждения о том, что боевой самолет пятого поколения F-35 оснащен передовыми технологиями, с помощью которых им можно будет управлять из любого желаемого места, и открыт для вмешательства извне, способного при желании ограничивать ходы Турции. В этой связи отмечается, что Су-57 и Су-35 в том числе при установке своего программного обеспечения можно будет распоряжаться более эффективно. Что касается отечественного авиастроения, Турция пока еще имеет затруднения в области двигателя и аэродинамики, но, помимо этого, способна создавать все другие части самолета. На днях российский лидер Владимир Путин подчеркнул, что Эрдоган — не тот лидер, давлением на которого можно добиться результата, и сказал: «Турция имеет право выбирать, исходя из защиты своих национальных интересов, обращая внимание на цену и качество».

Этот ход ускорит TFX

Как обращают внимание информировавшие «Ени шафак» (Yeni Şafak) источники, вероятное соглашение с Россией по самолетам «Сухой», которое включало бы «программное обеспечение» и «передачу технологий», обеспечит важную ресурсную базу в период, когда Турция, сталкиваясь с эмбарго, ускоряет реализацию проекта отечественного боевого самолета (проект TFX). В то время как в ответ на угрозы и эмбарго, которые склоняют Турцию к изменению оси и системы, продолжают набирать обороты работы по развитию национального оборонно-промышленного комплекса, против угрозы США по поводу F-35 на столе лежит большое количество альтернатив, включая модернизацию существующих самолетов.

Мы вложили миллиард долларов

Военные эксперты, обращая внимание на то, что Турция заключила соглашение по F-35 стоимостью 11,5 миллиарда долларов, говорят: «При бюджете 11,5 миллиарда долларов Турция могла бы путем построения партнерства с дружественными странами осуществить разработку и производство отечественного самолета, в котором управление логистикой на основе потребностей практической деятельности тоже принадлежало бы нам».

Турция давно оценивает проект F-35, который выкладывается перед ней как козырь в рамках каждой политической проблемы, с точки зрения экономической эффективности. У Турции есть такие торговые козыри, как, если не выход из проекта, то отмена дополнительных заказов. На сегодняшний день Турция вложила в проект около одного миллиарда долларов, включая вклад, внесенный на стадии разработки в рамках партнерства. Половину этих средств составляют расходы на закупку первых заказанных самолетов F-35. В качестве ответа на возможное решение США наложить эмбарго Турция, которая производит более трех тысяч деталей для этих самолетов, все же может выйти из проекта. Поэтому отмечается, что компания «Локхид Мартин» (Lockheed Martin), которая осуществляет производство F-35, оказывает давление на американскую администрацию с тем, чтобы не допустить выхода Турции из соглашения. Если Турция сделает этот шаг, то и компания «Локхид Мартин» потерпит убытки на миллиарды долларов, и выполнение заказов будет долго буксовать.

Важные детали — из Турции

Первый самолет F-35 Турция планировала получить 21 июня, второй — к концу июля. В настоящее время в США в рамках программы F-35 находится 13 турецких пилотов и более 100 представителей обслуживающего и технического персонала. Три пилота и почти 50 технических сотрудников проходят обучение по этим самолетам. В настоящее время Турция как партнер по производству F-35 создает множество деталей для этих самолетов: центральная часть фюзеляжа и воздухозаборники (TAI), элементы шасси («Алп Хаваджилык» (Alp Havacılık)), конструктивные элементы фюзеляжа и крыльев («Кале Хаваджилык» (Kale Havacılık)), некоторые электронные чипы (AYESAŞ), крылатая ракета SOM, которая будет использоваться в этих самолетах (TÜBİTAK), некоторые важные компоненты реактивного двигателя («Алп Хаваджилык» совместно с «Пратт энд Уитни» (Pratt & Whitney)).

Мы продолжим свой путь

Хотя это международное торговое соглашение, ни у Турции, ни у других партнеров по производству нет альтернативы обращения в международный арбитраж по вопросу F-35. В соглашениях этот путь закрыт и непредсказуем. Правительственные источники рассматривают проект F-35 как «коммерческую сделку» и говорят, что в долгосрочной перспективе в проекте не ожидается каких-либо негативных событий. О нынешнем этапе источники дают следующий комментарий: «Это торговое соглашение. У него есть стороны. И мы одна из этих сторон. Мы выполнили, выполняем все наши обязательства. Другие стороны тоже будут действовать аналогичным образом. Все будут соблюдать правила соглашения. Другого пути нет. Здесь действуют не законы джунглей. В долгосрочной перспективе мы не ожидаем каких-либо негативных событий. Но, с другой стороны, учитывая также риски, мы проводим очень серьезную работу в направлении обеспечения наших потребностей нашими возможностями. И это касается не только F-35. По проекту проблем не будет. А если будут, то на нас они не повлияют. Мы продолжим идти своим путем».

Все на столе

А политические меры Турции в ответ на неправомерные шаги США по F-35 будут весьма суровыми. Этот ход, еще более подталкивающий Турцию к «осевому сдвигу» во внешней политике, будет обсуждаться на площадке всех союзов, в которые она входит. В числе политических и дипломатических козырей Турции перечисляется большое количество пунктов, в том числе инициативы в рамках совместных союзов, ограничения в направлении использования США военных баз, прежде всего Инджирлика, меры, которые могут быть приняты на поле боя в Сирии и на Ближнем Востоке, наращивание сотрудничества с Россией как результат эмбарго США.

Бериль Дедеоглу: будут расторгнуты и другие соглашения

«Если Трамп одобрит данное решение, это может предполагать расторжение и других соглашений, — отмечает профессор Бериль Дедеоглу (Beril Dedoğlu). — То есть, если вы нам не продаете эти вооружения, мы обратимся к другим военным системам. Мы заключим другие соглашения с Россией, захотим — купим у Китая. А это не в интересах Америки, это не та ситуация, которая имеет смысл с точки зрения ее интересов. Турция заставит их вспомнить об этом».

Хакан Кылыч: есть EF-2000

«В случае подписания Трампом решения Сената США Турция повернется к Европе, — полагает исследователь военной авиации Хакан Кылыч (Hakan Kılıç). — Если Турция не сможет купить самолеты F-35, то в качестве альтернативы есть “Еврофайтер 2000″ (Eurofighter) у Великобритании и Европы. Эти самолеты не обладают функцией невидимости для радаров, но они гораздо лучше F-16 и могут одолеть даже F-35. Потому что у него очень высокая маневренность».

Абдулла Агар: карты сильные

«Соглашение по самолетам F-35 — это соглашение, предполагающее взаимные обязательства сторон, — отмечает военный эксперт Абдулла Агар (Abdullah Ağar). — Одна сторона не может в одиночку отменить соглашение. Но ранее США демонстрировали похожее поведение и в рамках ядерной сделки с Ираном. Сейчас они могут сделать что-то подобное. А это будет иметь множество последствий в стратегическом смысле. Если Трамп одобрит решение Сената (об эмбарго на поставки F-35), турецко-американские отношения регрессируют еще больше. Турция, естественно, возьмет на себя другие обязательства, чтобы получить военное снаряжение и средства, которые ей нужны. Им хотелось бы видеть совсем не ту Турцию, какой она сама хочет быть. Турция уже не умещается в прежние рамки. Ее пытаются уменьшить и снова в них загнать. Кажется, что у Турции слабые карты, но на самом деле это совсем не так».

Exit mobile version