Hürriyet / Унал Чевикёз (Ünal Çeviköz) – 19 октября 2017
Вопрос, вынесенный в заголовок, выходит на передний план как главный вопрос сегодняшнего дня. Причина — саммит лидеров стран Европейского Союза (ЕС), который начнется сегодня в Брюсселе. На саммите 19-20 октября наряду со многими другими темами, конечно, будет обсуждаться и вопрос Турции. А поскольку отношения Турции и ЕС входят в повестку дня этого саммита, эта проблема при взгляде на нее из Турции сводится к такому упрощенному вопросу.
Отношения Турции и ЕС имеют долгую историю. С учетом этой долгой истории и того факта, что в нынешних условиях Турция тоже весьма далека от такой желаемой цели, как «полноправное членство в ЕС», сегодня говорится, что на этот раз ЕС должен окончательно прояснить, желает ли он принять Турцию в свои ряды, и больше не морочить Турции голову. Если Турция так ставит вопрос, у нее должен быть какой-нибудь альтернативный план. Но такого плана нет. Поэтому этот вопрос воспринимается как блеф и не создает никакого другого эффекта.
С начала 2017 года отношения Турции с ЕС постепенно идут на убыль. Утверждается, что переговоры о членстве не заморожены, но в силу отсутствия какого-либо прогресса, как и сигналов к тому, что он скоро будет, можно говорить о негласной фактической заморозке.
В рамках переговоров о членстве необходимо сначала открыть все обсуждаемые в ходе этих переговоров главы (или разделы) и после завершения переговоров закрыть их. В процессе наших переговоров невозможно достичь конечной цели, поскольку нам мешают даже открыть многие разделы. И первые среди членов ЕС, из-за кого возникают эти препятствия, — это греческие власти Южного Кипра.
Когда из Брюсселя пришло предложение «мы не можем открыть раздел, давайте усилим таможенный союз», Турция ухватилась за эту возможность в надежде на то, что это позволит придать отношениям устойчивость. Но и в этом вопросе многие страны — члены ЕС, прежде всего Германия, не планируют предпринимать каких-либо шагов. На самом деле, пересмотр условий таможенного союза имел бы значение для Турции, если бы ЕС вел переговоры с США по Трансатлантическому торговому и инвестиционному партнерству (TTIP). Но поскольку США во главе с Дональдом Трампом вышли в том числе из переговоров с ЕС по TTIP, то и с таможенным союзом, на который Турция так уповала, ничего не попишешь. Теперь в отношениях с ЕС эта тема тоже не затрагивается.
Ожидание «безвизовых поездок в Европу», которое было на повестке дня Турции и ЕС в течение последних нескольких лет, тоже сошло на нет. Поскольку в этом вопросе Турция не может выполнить необходимые условия, ЕС не может ввести безвизовый режим.
Но что будет? Будущее отношений между Турцией и ЕС, сколько бы мы ни обижались на сам союз и его членов, все равно будет определять канцлер Германии Ангела Меркель. В конце этой недели в Германии начинаются переговоры о создании нового правительства после состоявшихся 24 сентября парламентских выборов. Очевидно, что наиболее вероятно создание коалиционного правительства между Христианско-демократическим союзом, Партией зеленых и Свободной демократической партией. Возглавит это коалиционное правительство Меркель.
Когда речь идет о Турции, перед Меркель встает сложная задача как внутри страны, так и за рубежом. И в партии самой Меркель, и в Партии зеленых, которая может стать ее партнером по коалиции, есть парламентарии, настаивающие на применении санкций в отношении Турции. В составе ЕС тоже есть страны, выступающие за введение санкций против нас. Меркель предстоит иметь дело со всем этим.
Ранее Меркель отмечала, что вопрос о пересмотре условий таможенного союза между Турцией и ЕС больше не стоит на повестке дня. Поэтому не ожидается, что в Брюсселе будет обсуждаться этот вопрос. Меркель также, как сообщается, неохотно относится к принятию решения о заморозке переговоров по поводу членства Турции в ЕС. А это означает, что переговоры о членстве, которые и так на деле находятся в замороженном состоянии, так и останутся в морозильной камере, и это реальное положение дел не трансформируется в официальную политику.
Германия, видимо, потребует от ЕС к весне следующего года подготовить доклад о том, насколько Турция отдалилась от стандартов, необходимых для соответствия критериям членства в ЕС. Да, именно «отдалилась», поскольку Турция смогла начать переговоры о членстве в 2005 году по той причине, что она выполняла копенгагенские критерии. Представление о том, что сегодня Турция сильно отстает от того уровня, на котором она тогда находилась, подготавливает почву для запроса на создание такого доклада.
На брюссельском саммите, который завершится завтра в полуденные часы, не ожидается принятия какого-либо окончательного решения по Турции. В случае если будет принято решение о подготовке доклада, Турции важно сделать некоторые шаги для содействия тому, чтобы этот доклад был написан в позитивном ключе, и, например, подготовить основу для устранения сомнений по поводу недостаточной реализации принципов правового государства. Интересно, а для подготовки такой основы Турция может в начале 2018 года отказаться от очередного продления режима чрезвычайного положения? Если с ЕС — «продолжение», то режиму чрезвычайного положения могут положить «конец»? Конец или продолжение? Какой, оказывается, важный вопрос…