Как и ожидали туроператоры, паника вокруг сезонного энтеровируса Коксаки не привела к массовым аннуляциям или резкому спаду продаж. Прибавилось работы операторам на горячих линиях, чьи телефоны буквально разрывались в первые дни.
То, что туристы, которые все же испугались вируса, в основном выбирают не аннуляцию тура, а замену направления, подтверждают практически все игроки рынка. Это объяснимо в том числе и тем, что у многих туры приходятся строго на период отпусков (и попросту жалко терять отдых, на который уже настроились дети). Данное число туристов немногочисленное и оно четко определено одной категорией – семья с детьми до 6 лет.
ОТМЕНЫ, АННУЛЯЦИИ, ПЕРЕБРОНИРОВАНИЯ
«Вестник АТОР» сделал опрос среди туроператоров, после того как Ростуризм выступил со своими рекомендациями в адрес турецких курортов после сообщений о случаях заболевания энтеровирусом в отелях анталийского побережья.
“В целом, туристы с осторожностью подходят к заявлениям об опасности на курортах и ожидают стабилизации ситуации. Обращения по поводу отказов есть, но реальных аннуляций незначительное количество. Перебронирования на альтернативные направления встречается чаще», – рассказывают в Anex Tour.
«Запросы на аннуляции по Турции в настоящий момент не носят массового характера, а являются единичными. В «НТК Интурист» считают, что ситуация со спросом и инфекциями стабилизируется в период бархатного сезона на всех направлениях. Спад жары и уменьшение количества отдыхающих на зарубежных и российских курортах приведет к полной нормализации ситуации», – говорит заместитель генерального директора туроператора «НТК Интурист» Сергей Толчин.
По данным туроператоров, в качестве альтернативы испугавшиеся туристы смотрят, в первую очередь, на безвизовые направления.
«У нас есть, что предложить таким туристам на замену. Так, рейсы в Крым наша компания выполняет из 28 российских городов», – рассказывает гендиректор туроператора Pegas Touristik Анна Подгорная.
Впрочем, по агрегированным оценкам участников рынка, внутренние направления не пользуются большим спросом в качестве альтернативы турецким курортам: в подавляющем большинстве случаев опасающиеся проблем на отдыхе туристы хотят заменить путевку на аналогичный или хотя бы близкий к «турецкому» формат отдыха.
А поэтому предпочтение при перебронированиях отдают прежде всего таким двум странам с недолгим перелетом, как безвизовый Тунис и «условно визовый» Кипр. Далее по популярности у перебронирующихся туристов следует визовая Греция и другие «близкие» зарубежные направления.
ТУРЦИЯ ПЛАВНО ВЫХОДИТ ИЗ ВЫСОКОГО СЕЗОНА
Анализ данных сервиса «Слетать.ру» показывает существенное снижение спроса на Турцию с начала августа, неравномерно распределенное по регионам: если в Екатеринбурге он снижался и возрастал на протяжении всего периода июль-август, то по Москве и Санкт-Петербургу просматривается четкая динамика снижения спроса в августе.
Это, в свою очередь, может быть объяснено как медийным фактором, но в большей степени тем, что в этих двух мегаполисах сосредоточена самая значительная часть аудитории выездного туризма, которая уже по большей части успела отдохнуть этим летом.
Туроператоры сейчас фиксируют определенный спад спроса на Турцию: у разных компаний он может достигать до 10-15% по сравнению с началом месяца, однако эта ситуация не вызывает серьезных опасений у туроператоров.
«На пике новостей в конце прошлой недели мы действительно видели спад бронирований, но на сегодня, 14 августа, можно отметить, что спрос восстанавливается, продажи туров в Турцию снова идут», – отмечали вчера в TUI Россия, что медийный фактор был кратковременным.
Аналогичную тенденцию видят в других туроператорских, а также агентских компаниях. При этом специалисты отмечают, что хотя туры в Турцию по-прежнему активно бронируются, все же темпы продаж в середине августа действительно замедлились.
Участник рынка отмечают, что наблюдаемый спад темпа продаж обусловлен не только и не столько информационной паникой по поводу «вируса Коксаки», сколько близостью окончания высокого сезона.
«Важно понимать, что по дате начала туров сейчас мы еще находимся внутри высокого сезона в Турции, но по дате бронирований из сезона мы уже выходим: у нас все продано вплоть до середины сентября», – говорит Сергей Толчин из НТК «Интурист».
Аналогичная глубина продаж Турции характерна и для других компаний, а бронирований на вторую половину сентября и октябрь у туристов уже существенно меньше, чем на август – но не из-за вируса, а по вполне органическим причинам.