Будущее природного газа в Восточном Средиземноморье
Иван Сапожников
Yeni Safak / Эрдал Карагёль (Erdal Tanas Karagöl) – 29 июня 2017
В последние годы Восточно-Средиземноморский бассейн благодаря открытым месторождениям природного газа обнаружил свой ресурсный потенциал и начал привлекать внимание ведущих энергетических компаний мира и стран с высоким спросом на энергоресурсы. Поэтому мы можем сказать, что в предстоящий период энергоресурсы, разведанные в Восточном Средиземноморье, предвещают жаркие времена в этом регионе.
Но в странах, которые находятся в Восточно-Средиземноморском бассейне, время от времени возникают внутренние конфликты, политические споры, проблемы. Более того, некоторые из этих проблем перестали носить региональный характер и стали международными проблемами. Среди них больше всего бросаются в глаза палестинский вопрос, кипрская проблема и нестабильность Египта в регионе. В то время как в наши дни эти региональные проблемы еще не решены, с открытием ресурсных возможностей региона существующие споры нарастают все больше.
Ведь очевиден тот факт, что энергетический вопрос определяет дипломатические отношения государств. Следовательно, в первую очередь из-за кипрского вопроса, проблемы безопасности, а также ошибочной и проблемной политики Израиля ситуация в регионе еще более осложняется…
С этой точки зрения для стран, обладающих запасами в регионе, энергетика обладает потенциалом, позволяющим решать проблемы благодаря сотрудничеству и торговой деятельности.
Альтернативы для природного газа Восточного Средиземноморья
Важнейший вопрос повестки дня с точки зрения решения проблем, сохраняющихся в регионе, заключается в том, каким будет путь передачи энергоресурсов. При взгляде на проекты, выделяющиеся в регионе, на передний план, во-первых, выходит проект East Med (Восточно-Средиземноморский газопровод), который был инициирован Израилем, Грецией и греческими властями Южного Кипра в обход территории Турции.
Однако, учитывая маршрут этого проекта, очевидно, он не является рациональным. Более того, этот проект фактически остается на повестке дня с помощью ЕС. Но проблема финансирования и ограниченное количество резервов в регионе — важнейшие препятствия, которые стоят на пути реализации этого маршрута.
Это связано с тем, что объем инвестиций и затраты, необходимые для планируемого проекта, повышают цену на газ Восточного Средиземноморья. Поэтому страны ЕС, которые хотят как конкуренции, так и возможности покупать более дешевый газ, обращаются к альтернативным маршрутам.
Помимо East Med, существует еще три маршрута для транспортировки газа Восточного Средиземноморья на внешние рынки. Первый из них — маршрут Израиль — Турция, который возникнет с трубопроводом, построенным между Израилем и Турцией; второй — маршрут, который предусматривает транспортировку газа из Израиля в Египет; третий — маршрут Южный Кипр — Египет, который возникнет в результате соглашения между двумя странами.
Рассматривая четыре альтернативных маршрута, принимая во внимание географическое положение, становится понятно, что маршрут между Израилем и Турцией является более выгодным и осуществимым.
Турция — важнейший игрок
Тот факт, что Турция является самым подходящим маршрутом в обеспечении экспорта энергоресурсов, обнаруженных в Восточном Средиземноморье, отныне принимается всеми игроками в регионе. Кроме того, Турция, которая начала разведку нефти и природного газа в регионе и желает обеспечить как локализацию ресурсов, так и безопасность энергоснабжения, входит в число важнейших игроков в региональном уравнении.
Турция, обеспечивая собственную безопасность энергоснабжения путем передачи природного газа через TANAP (проект Трансанатолийского газопровода), «Турецкий поток» и другие запланированные крупные энергетические проекты, в то же время представляет собой надежный маршрут для транспортировки этого газа в Европу.
Добавление газа Восточного Средиземноморья к существующим трубопроводам подразумевает, что Турция из коридора транспортировки газа может превратиться в центр торговли природным газом. Эта линия добавит южный газ к потокам природного газа с востока и севера, и Турция станет центром торговли природным газом.
Таким образом, как с точки зрения создания альтернативы с помощью газа Восточного Средиземноморья, так и путем активизации роли в передаче этого газа в Европу, Турция будет все больше усиливать свои позиции в становлении региональным центром в энергетике.