Site icon NEWS TURK | Новости Турции

«Турецкий поток» и экономика-политика путчистских маршей

Milliyet / Джемиль Эртем (Cemil Ertem) – 22 июня 2017 

В конце этой недели состоится официальная закладка трубопровода «Турецкий поток». Это проект, нацеленный на передачу российского природного газа в Европу через Турцию по дну Черного моря… Но мы не можем принимать во внимание «Турецкий поток» только как энергетический проект. Его необходимо рассматривать вместе с проектом Южного газового коридора, который также пройдет через Турцию.

Обеспечение доступа нефти и природного газа в Европу, снабжение энергоресурсами, управление энергомаршрутами, а также финансовое благосостояние, которое возникнет в результате, одновременно подразумевает позицию политического доминирования. Ведь те, кто сможет продавать энергоресурсы и превратить их в капитал, обретут не только экономическую, но и политическую силу, и в этой связи будут определять политическую структуру этих энергетических регионов. Большая часть политической истории всего рассматриваемого региона последних двух веков — это история захвата, передела энергетических зон и торговли энергоресурсами.

Европейско-атлантическая ось

Энергетическая безопасность Европы и бесперебойное энергоснабжение в желаемом объеме по подходящей цене — это не только важнейший параметр политической и экономической безопасности Европы. Это в то же время проблема трансатлантической безопасности и США.

Збигнев Бжезинский, один из важнейших стратегов американского государства, который ушел из жизни в прошлом месяце, определял расширение Европы как процесс расширения трансатлантической системы безопасности. И когда мы обращаем внимание на стадии расширения ЕС, мы отчетливо видим это. Процесс расширения ЕС при признании суверенитета государств с начала 90-х годов сопровождался разделами стран, их уменьшением, сателлизацией. Это происходило под руководством Германии, но и с одобрения США в рамках трансатлантической системы безопасности. Распад Югославии Бжезинский определил как «балканизацию» и предсказал аналогичный процесс в регионе, который он назвал «Евразийскими Балканами». В книге «Великая шахматная доска» Бжезинский открыто пишет, что в Европе слово «Балканы» вызывает ассоциации с этническими конфликтами и конкуренцией держав в этом регионе и в этом смысле Евразия тоже имеет свои «Балканы».

Бжезинский представляет евразийские Балканы в виде четырехугольника и включает в него Юго-Восточную Европу, Среднюю Азию, часть Южной Азии, Персидский залив и Ближний Восток. Иными словами, все регионы, где находятся большие запасы энергетических ресурсов, Каспий, Ирак, Иран, бассейн Восточного Средиземноморья, а также Турция, Египет и на севере Казахстан образуют Евразийские Балканы.

Эту книгу Бжезинский написал в 1996-1997 годах, когда в Европе завершилась «балканизация», Югославия распалась.

Тезисы, изложенные в этой книге, до сих пор образуют парадигму трансатлантической безопасности Пентагона, и все стратегии — путчи, гражданские войны, попытки переворота и связанная со всем этим дипломатия — формируются на основе этой парадигмы. Но вернемся к книге. Бжезинский представляет карту, в которой выделяется «главное ядро безопасности Европы». Она во многом проливает свет на то, что происходит сегодня.

Эта карта начинается от границы Испании и Франции и, включая Францию, а также Германию, Польшу, Украину, достигает России. Интересна история, связанная с этими границами. Гитлер, используя эти границы, планировал оккупировать Россию через Польшу. Кроме того, эта карта также охватывает северные торговые пути из Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу.

Теперь обратимся к тому, что происходит сейчас. Россия благодаря проекту «Турецкий поток» достигает Европы, минуя Украину, через Турцию, при этом Турция и Россия вместе обходят атлантическую ось «безопасности». С другой стороны, Южный газовый коридор, остов которого образует проект Трансанатолийского газопровода (TANAP), обеспечивает доступ ресурсов Каспийского моря в Европу через Азербайджан, Грузию и Турцию. Но и это еще не все. Южный газовый коридор — единственный путь, который обеспечит продажу ресурсов Ирана, Восточного Средиземноморья, а также ресурсов, которые нашел Израиль в Восточном Средиземноморье. Иными словами, два энергетических маршрута, «Турецкий поток» и Южный газовый коридор, обходят на севере «главные ядра» европейско-атлантической безопасности, а на юге — страны, которые без труда становятся сателлитами Запада (как Египет) или подвергаются сателлизации путем дестабилизации (как Ирак).

В таком случае во всем этом регионе (включая Турцию) не может быть дефицита гражданских войн, попыток переворота. Новые версии 15 июля 2016 года, новые поиски вроде «Гези» всегда будут на повестке дня. Потому что над трансатлантической системой безопасности (читайте — прямой эксплуатацией) в Европе и Евразии нависает опасность с точки зрения США. Более того, если добавить проект Китая «один пояс, один путь», он также кладет конец гегемонии торгового порядка и торговых путей атлантической стороны.

В этих условиях разве может этот регион не сталкиваться со зловещими и мрачными сценариями? Конечно, нет. Но ответ на все это дадут нации региона, которые защитят свои собственные ресурсы, выработав свою собственную политику.

Конечно, «Турецкий поток», закладка которого состоится в конце этой недели, — важный ответ.

Exit mobile version