Что касается отношений с Москвой, в Турции царит приподнятое настроение. Как известно, президент России Владимир Путин, наконец, подписал указ об отмене экономических санкций.
Правда, тот самый «знаменитый помидорный запрет» и визовый режим в отношении турецких граждан сохраняются, но, если вспомнить, откуда и куда мы пришли, то станет очевидно, что мы не вправе недооценивать достигнутое.
Давайте сначала освежим нашу память…
Почему были введены санкции?
24 ноября 2015 года Турция сбила российский военный самолет на том основании, что он на «шесть секунд» нарушил турецкое воздушное пространство. Спустя четыре дня, то есть 28 ноября, Путин, который чрезвычайно резко отреагировал, принял решение о введении экономических санкций во многих сферах, от туризма до свежих овощей и фруктов.
Поскольку за последние 25 лет экономики двух стран практически переплелись друг с другом, санкции на самом деле причинили ущерб и России, но главным образом проиграла Турция. Хотя на эту тему фигурируют разные цифры, согласно общему выводу, уничтожение российского самолета стоило Турции порядка 15 миллиардов долларов. Поэтому именно Анкара прилагала усилия к «примирению» и через посредников пыталась «смягчить» Путина.
На самом деле «ущерб» не ограничивался только экономикой: например, Турция оказалась фактически отрезанной от Сирии.
В итоге 9 августа 2016 года президент Реджеп Тайип Эрдоган отправился в Санкт-Петербург и обменялся рукопожатием с Путиным.
Иными словами, прежде чем в «самолетном кризисе» была «официально» поставлена точка, прошло девять месяцев.
Официально точка была поставлена, но для «фактического примирения», а именно снятия запретов, должно было пройти еще девять месяцев.
В действительности в результате усилий, прилагавшихся на протяжении 18 месяцев, возвращения к периоду до 24 ноября 2015 года не произошло, потому что по некоторым видам продукции запреты сохраняются, и в отношении турецких граждан продолжает действовать визовый режим. Более того, считается, что тендеры, которые турецкие строительные компании, попавшие под запрет, за это время не смогли получить в России, составляют не менее трех-четырех миллиардов долларов.
Уничтожение российского самолета много обсуждалось. Впоследствии возникли и те, кто обвинил в этом террористическую организацию FETÖ Фетхуллаха Гюлена (Fethullah Gülen), но от самых авторитетных лиц мы не слышали каких-либо заявлений на эту тему.
Турция, возможно, была права, когда сбила российский самолет, но в международных отношениях только правым быть недостаточно. Шаги, которые вы делаете, прежде всего не должны навредить вам самим, и с самого начала необходимо предвидеть это.
Был бы дан приказ стрелять 24 ноября 2015 года, если бы утром того дня было известно, что уничтожение российского самолета обернется 18-месячным кризисом и многомиллиардным ущербом?
Несомненно, нет.
Прежде чем мериться силами с такими «грозными» странами, как Россия, необходимо десять раз подумать. Это одно измерение вопроса.
С другой стороны, между Турцией и Россией и так всегда существовало исторически сложившееся недоверие.
Создание атмосферы доверия после распада Советов продолжалось почти 20 лет. Взаимное доверие, обеспеченное 20-летними усилиями, было разрушено за шесть секунд.
На восстановление того, что было разрушено за шесть секунд, ушло 18 месяцев. Даже сейчас нельзя сказать, что две страны полностью доверяют друг другу. Словом, разрушить просто, сложно — создать. Конечно, давайте защищать права Турции… Но только не причиняя вред самим себе…