Президент России Путин сказал ясно: «Оружия Партии “Демократический союз” (PYD) не будет». Он также очертил рамки отношений с PYD и подчеркнул, что они ограничиваются рабочими контактами. Что значит это заявление?
Через день после того, как ВС Турции ударили по Рабочей партии Курдистана (РПК) в иракском Шенгале и террористам PYD в сирийском регионе Карачок, появились некоторые фотоснимки.
Террористы PYD, по которым ВС Турции нанесли тяжелые удары, укрылись за американскими военными в Тель-Абьяде и российскими военными в Африне.
После появления этих фотографий США приняли решение об отправке оружия напрямую PYD. Тогда все внимание обратилось к России. Неужели Москва тоже будет помогать PYD оружием?
Русских по сравнению с американцами связывают более давние отношения с РПК-PYD, но не такие тесные.
Ни РПК, ни PYD Россия не квалифицирует в качестве террористической организации.
США называют РПК «террористической организацией», а ее ответвление — PYD — нет.
После уничтожения российского самолета, нарушившего турецкую границу 24 ноября 2015 года, Россия поставляла оружие PYD. В дальнейшем в Москве было открыто представительство PYD.
Когда Турция и Россия начали процесс нормализации отношений после июня 2016 года, Россия не прекратила отношений с PYD, но и не развивала их.
Флирт между русскими и PYD вызывал некоторое беспокойство в период администрации Обамы. Америка была против того, чтобы он продолжался и заходил еще дальше.
С взятием Эль-Баба в феврале 2017 года после операции «Щит Евфрата» внимание переключилось на Манбидж. В этот период русские пошли на локальное сотрудничество с PYD в Африне.
После операции ВС Турции в регионе Карачок снова появились фотографии, на которых российские военные были изображены рука об руку с террористами PYD в Африне.
3 мая президент Эрдоган в ходе своего визита в Сочи показал эти фотографии российскому лидеру Путину, и тот сказал: «Я не знаю, я выясню». В конце прошлой недели Путин встретился с президентом Эрдоганом, на этот раз в Китае. Путин, очевидно, изучил снимки террористов PYD с российскими военными и дал какое-то объяснение.
Потому что, когда президент Эрдоган, покинув Китай, направлялся в Вашингтон, Путин сделал заявление о PYD в Пекине.
Американцы вооружают PYD, и Путин тоже пойдет по этому пути?
«Нет, — сказал Путин. — Мы не будем поставлять оружие PYD, Анкара не должна беспокоиться по этому поводу». Россия преследует четкую политику в отношении PYD. Она не исключает PYD из сирийского уравнения, но и не так настойчива, как США.
Путин очертил рамки взаимодействия с PYD, подчеркнул, что отношения между ними ограничиваются рабочими контактами и в таком ключе будут продолжаться.
Путин также рассказал, что обсуждал вопрос о PYD с президентом Эрдоганом. И добавил: «Турции не нужно беспокоиться по поводу этой нашей политики». Одним словом, в вопросе о PYD США не делают шага назад. Но даже если и сделают, еще неизвестно, насколько большим будет этот шаг. Тем не менее Россия занимает совершенно другую позицию.
Россия, что называется, не сжигает все одеяло из-за одной блохи. Когда с одной стороны — Турция, а с другой стороны — террористическая организация, Россия, если нужно сделать выбор, не колеблясь, говорит «Турция».