Референдум: кто за кого, агитация и результаты опросов
Рамиз Самедов
До конституционного референдума, назначенного на 16 апреля, осталось 3 недели. Вчера стартовали первые голосования среди граждан Турции, проживающих в европейских странах.
Всего же на референдуме смогут проголосовать 2,9 миллиона граждан в 120 дипмиссиях Турции в 57 странах мира.
Кто за кого?
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, премьер-министр Бинали Йылдырым и министры, а также весь аппарат правящей Партии справедливости и развития (АКР) активно призывают голосовать “Да” (Evet).
Незначительной и весьма скромной помощью в этой агитации можно назвать действия Партии националистического движения (МНР), которая лишь частично поддерживает правящую партию из-за внутрипартийных неурядиц.
Основной оппозиционной силой на референдуме выступает Народно-республиканская партия (СНР), которая призывает проголосовать “Против” (Hayır) конституционных реформ, включающих смену системы правления на президентскую.
Такую же незначительную помощь им в оппозиции оказывает прокурдская Демократическая партия народов (HDP), ввиду ареста руководителей и ведущих представителей партии.
Агитация в СМИ
Средства массовой информации являются неотъемлемой частью как продвижения своих идей в народные массы, так и атак на оппонентов. На сегодняшний день 80-90% прессы и телеканалов являются проправительственными и активно продвигают “Да”. Оппозиция же пытается достучаться через оставшиеся незакрытые издания и интернет.
Проправительственные СМИ делают упор на президента Эрдогана, его последние действия и высказывания. Оппозиционные издания также обращают внимание на действия Эрдогана, однако с другой, негативной стороны. К тому же “против”ники делают упор на противоправные действия со стороны “эвет”чиков, что вызывает немалый общественный резонанс.
Опросы и прогнозы
Чем ближе 16 апреля, тем все чаще появляются в СМИ результаты соцопросов и прогнозы будущих результатов. Однако найти объективную информацию довольно сложно, так как чаша весов склоняется в ту или иную сторону в зависимости от характера публикующего этот опрос издания.
Единственное, в чем сходятся два масс-медийных лагеря:
разница между “да” и “нет” будет незначительной – менее 10%
10-20% респондентов еще не определились со своим выбором
8-15% – не пойдут голосовать
75-80% не изменят свое мнение до начала референдума.