Глава МИД Беларуси рассказал об отношениях с Турцией
В преддверии визита президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Минск глава МИД Беларуси Владимир Макей дал эксклюзивное интервью АА. В нем он выразил уверенность, что Минск и Анкара вплотную подошли к новому этапу развития отношений.
Вопрос: Владимир Владимирович, с каким багажом двустороннего сотрудничества подошли Беларусь и Турция к визиту президента Эрдогана 11 ноября?
Ответ: В силу того, что мы занимаем схожие позиции на международной арене, в силу того, что позиции стран по вопросам внутриполитического развития во многом схожи, двустороннее сотрудничество между Беларусью и Турцией развивается очень активно. Мы подходим к этому визиту с серьезным багажом в том, что касается взаимодействия в политической сфере, в том, что касается развития политических контактов.
Думаю, что именно установление в свое время доверительных, теплых, дружественных контактов между руководителями наших государств привело к тому, что мы сегодня практически выходим на новый этап двустороннего сотрудничества.
Мы достигли серьезных подвижек и в сфере торгово-экономического сотрудничества. Товарооборот между нашими странами активно развивается. В отличие от некоторых других стран, с которыми у нас наблюдается падение товарооборота, с Турцией у нас, наоборот, рост на 13%.
У нас активно развиваются контакты в сфере науки, в сфере образования. Поэтому к этому визиту мы походим с хорошим фундаментом. Мы надеемся, что этот визит позволит нам сделать более активные шаги по сооружению надстройки на этом фундаменте.
Цифры показывают, что интенсификация сотрудничества произошла буквально в последние три-пять лет. Чем, на ваш взгляд, это обусловлено
Регулярные встречи между руководителями наших стран явились мощным сигналом для политических элит и для бизнеса Беларуси и Турции. В результате у нас реализуется очень много важных, взаимовыгодных проектов — и в Беларуси, и в Турции. Активно действует Белорусско-турецкая межправительственная комиссия, сопредседателем которой с белорусской стороны является министр иностранных дел, а с турецкой стороны — министр экономики.
Активно развиваются связи в сфере образования, науки и туризма. И визит президента Турции Эрдогана в Беларусь является ярким подтверждением взаимной заинтересованности Беларуси и Турции в дальнейшем углублении всестороннего сотрудничества во всех сферах и областях.
Но в силу того, что в наших регионах существует ряд проблем, скажем так, и в мировой экономике кризисные вопросы доминируют, нам кажется, что этот визит позволит обсудить с турецкой стороной, с руководством Турции возможности выхода на новый, более высокий уровень сотрудничества между нашими государствами. Это очень важно для наших стран.
Какие надежды возлагает белорусская сторона на поддержку Турции в провозглашенной цели вступления Беларуси во Всемирную торговую организацию?
Мы в последний год значительно активизировали нашу деятельность по скорейшему вступлению в ВТО. Мы считаем, что это в интересах и Беларуси, и наших внешнеэкономических партнеров. И Турция в этом плане играет очень важную роль. Потому что Турция изначально является членом рабочей группы по вступлению Беларуси в ВТО, а с 2010 года представитель Турции возглавляет эту группу.
Мы благодарны представителям турецкой стороны за конструктивный подход наших коллег к вопросам, связанным с нашим вступлением во Всемирную торговую организацию. Мы считаем, что наше вступление в ВТО позволит нам еще больше активизировать и двустороннюю торговлю, и наше взаимодействие на различных международных площадках.
Каковы основные пункты повестки завтрашнего визита господина Эрдогана в Беларусь? И каковы ваши ожидания от этого визита, как он может повлиять на дальнейшее развитие двусторонних отношений?
Визит хоть и однодневный, но очень насыщенный. Его программа включает в себя встречи двух президентов в узком составе, переговоры в расширенном составе, подписание ряда документов, касающихся нашего сотрудничества в политической, торгово-экономической, культурной и гуманитарной сферах.
Будет проведен бизнес-форум с участием руководителей двух государств. Вместе с президентом Турции планируется прибытие порядка 150 турецких бизнесменов. С нашей стороны тоже примерно аналогичное количество участников.
Планируется совместное открытие президентами Минской мечети, которая достраивалась при поддержке турецкой стороны.
Конечно же, предстоящий визит позволит нашим руководителям всесторонне обсудить и вопросы двустороннего сотрудничества — и политического, и торгово-экономического и иного взаимодействия. Ну и, конечно же, вопросы взаимодействия на международной арене, ситуацию в наших регионах, которую, к сожалению, нельзя охарактеризовать как стабильную.
Это хорошая возможность для обмена мнениями по всем текущим, актуальным вопросам двусторонней, многосторонней повестки дня.
Мы надеемся, что этот визит придаст мощный импульс в первую очередь торгово-экономическому взаимодействию, явится действительно мощным сигналом в первую очередь для бизнес-сообщества по реализации ряда взаимовыгодных двусторонних проектов. Таких планов у нас громадье. Думаем, что нам удастся эффективно поработать с нашими турецкими партнерами и реализовать эти планы.
Мой следующий вопрос как раз экономического характера. Известно, что белорусские власти реализуют программу диверсификации экспорта — для того, чтобы достигнуть паритета экспорта между Евразийского экономического союза, Европейского союза и другими странами, включая страны дальней дуги. Какое место Турция занимает в этой программе?
Действительно, мы хотим выдержать баланс во внешнеэкономическом сотрудничестве с различными странами, чтобы не зависеть от какого-то одного источника, какого-то одного государства в реализации наших внешнеэкономических задач. Мы приняли национальную программу поддержки и развития экспорта на 2016-2020 годы, и там четко зафиксирована эта задача.
Турция, в контексте поставленной президентом Республики Беларусь задачи о диверсификации нашей внешнеэкономической деятельности, занимает для нас очень важное место.
Уже сегодня Турция входит в десятку наших важнейших торгово-экономических партнеров. Если быть конкретным, то она занимает девятое место по товарообороту. У нас традиционно товарооборот превышает полумиллиардную отметку, то есть $500 млн. В этом году мы уже достигли отметки в почти 560 млн долларов за 9 месяцев; рост на 13% товарооборота. Мы надеемся, что эта тенденция продолжится.
Тем более что мы не конкурируем друг с другом в международном разделении труда. Наши экономики взаимодополняемые. Это создает еще одну прочную, хорошую основу для дальнейшего углубления нашего сотрудничества.
Немного про конкретные отрасли. Я знаю, что во время вашего последнего визита в Турцию вы призвали турецкий бизнес развивать совместный бизнес «в отраслях производства товаров с высокой добавленной стоимостью». Может быть, есть уже какие-то результаты такого сотрудничества, какие-то наметки на будущее? И в каких еще отраслях белорусская сторона видит резерв для интенсификации делового сотрудничества?
Мы считаем, что уровень наших отношений с Турцией должен быть намного более высоким. Мы должны выйти на уровень промышленно-кооперационного сотрудничества, когда реализуются совместные взаимовыгодные проекты в той или иной стране, когда создаются совместные предприятия в той или иной стране по производству той техники или той продукции, которая необходима в каждой отдельно взятой стране. Поэтому мы уделяем огромное внимание вопросу промышленно-кооперационного сотрудничества. Это более высокий уровень сотрудничества по сравнению с простой торговлей.
У нас, как вы знаете, в качестве одного из последних положительных примеров можно назвать то, что в свое время турецкая телекоммуникационная компания Turkcell приобрела белорусского оператора GSM ЗАО «Бест», и он сейчас развивается под брендом мобильного оператора связи life. Минский автомобильный завод создал в Измире совместное производство грузовой техники. Кстати, собраны уже первые образцы и направлены в третьи страны. На этой базе мы планируем также развивать производство автобусов для турецких муниципалитетов для использования как внутри Турции, так и, возможно, для поставок на экспорт в третьи страны.
Мы планируем развивать также сотрудничество по совместной сборке или производству наших тракторов в Турции. Пока еще, к сожалению, наш трактор «Беларус» почему-то неизвестен в Турции, хотя во многих странах его очень хорошо знают, но мы сейчас вплотную занимаемся этим вопросом. Мы ведем разговоры и о возможном производстве там дорожно-строительной и другой техники под маркой «Амкодор».
В Турции произошла реформа угледобывающей промышленности — и сейчас есть реальные возможности для возобновления поставок наших карьерных самосвалов БелАЗ на турецкий рынок. И более того, эти карьерные самосвалы могут использоваться не только в Турции, но и в тех инфраструктурных проектах, которые турецкие компании реализуют на третьих рынках.
У нас очень хорошие перспективы могут существовать в сфере образования. Уже сегодня в Беларуси обучается более двухсот турецких студентов. Мы считаем, что это минимум на данном этапе. Мы уделяем большое внимание повышению качества нашего высшего образования — в соответствии со всеми международными стандартами. И мы считаем, что здесь есть реальные перспективы для того, чтобы увеличить число турецких студентов, обучающихся техническим специальностям здесь, в Беларуси.
Мы считаем, что есть очень конкретные возможности для реализации совместных проектов в сфере науки и современных технологий. Я думаю, что мы обсудим с нашими турецкими партнерами сотрудничество в сфере информационных технологий, в сфере биотехнологий, в том, что касается реализации совместных проектов по разработке и внедрению инноваций в экономики наших стран.
Создана хорошая основа. Есть конкретные планы по совершенствованию этой основы торгово-экономического взаимодействия. Я надеюсь, что в ходе предстоящего визита президента Эрдогана в Беларусь мы обсудим конкретно с нашими турецкими партнерами эти вопросы и сделаем все для того, чтобы товарообоот между нашими странами вышел на новый уровень.
Одна из таких вех развития двусторонних отношений последнего времени – это взаимная отмена виз для краткосрочных поездок граждан — до 30 дней — как для туристических, так и для деловых целей. Каков эффект от этого шага для развития как деловых связей, так и туристических?
Эффект огромный. И я думаю, что в свое время было принято абсолютно правильное решение, которое оказалось взаимовыгодным. Это было не просто желание белорусской стороны, это было желание обеих сторон ввести безвизовый режим для граждан наших государств.
Что касается белорусской стороны, то эффект можно объяснить на простом примере. Если за первое полугодие 2013 года, до введения безвизового режима, Беларусь посетило порядка 17 тысяч турецких граждан, то за первое полугодие в этом году их число увеличилось до 27 тысяч. Может быть, цифра небольшая — но реальный рост за пару лет в полтора раза. То же самое касается и турецкой стороны. Наших граждан в Турцию стало ездить намного больше.
В продолжение темы безвизового режима и развития туристического обмена. Беларусь сейчас довольно активно рекламирует свой туристический потенциал. Есть ли какой-то план привлечения в том числе и турецких туристов в Беларусь, что Беларусь им может предложить?
В Беларуси есть и программа развития туристического бизнеса, есть программа развития туристической инфраструктуры. Мы работаем вместе с заинтересованными ведомствами над совершенствованием визового режима. Это касается не только Беларуси и Турции, но и отношений с другими странами.
В том, что касается конкретно турецкой стороны, то создана специальная комиссия по сотрудничеству в сфере туризма. Она собирается регулярно — ежегодно, обсуждает все текущие вопросы и вырабатывает решения, которые позволили бы и белорусским гражданам в таком более либеральном режиме посещать Турцию, чтобы там были созданы все необходимые условия для их пребывания, и создавать более приемлемые, комфортные условия для посещения турецкими гражданами Беларуси. Но должен признать, что нам предстоит еще много сделать в этой сфере. Сфера туризма для нас пока еще остается своеобразной terra incognita.