Akşam / Ведат Бильгин (Vedat Bilgin) – 20 октября 2016
Споры постепенно разрастаются. Уже сейчас одни говорят: «Давайте выйдем из НАТО, разорвем наши отношения с западными институтами, не будем заблуждаться на счет членства в Европейском Союзе, войдем в какую-нибудь новую структуру вместе с такими странами, как Россия, Китай, Индия, Иран». Другие же твердят: «Нельзя ни при каких обстоятельствах отказываться от Запада», — и считают, что проблемы в отношениях с Западом — это ошибка Турции. По их мнению, если Турцию не принимают в ЕС, то в этом нужно видеть вину не Европы, а Турции, которая не проводит «реформы» и не завершает свое «домашнее задание».
Сторонники этой идеи рассматривают отношения с Западом не в таких рациональных рамках, как взаимные интересы государств, совместно реализуемые проекты, возможности сотрудничества и выработка единой политики на международном уровне, а в рамках абсолютной веры по отношению к Западу. В этой связи они даже не принимают во внимание усилия, уже больше полувека направленные на то, чтобы не пустить Турцию в ЕС — несмотря на то, что в союз без учета каких-либо стандартов были приняты такие в прошлом коммунистические страны, как Болгария и Сербия. Те, кто настаивает на безоговорочном сохранении прозападной линии, в то же время задаются вопросом: что Турции нужно на Ближнем Востоке? И полагают, что страна должна повернуться в сторону Запада и совершенно не интересоваться событиями, происходящими в этом регионе, прежде всего в Сирии и Ираке.
В чем проблема с Западом?
Всех, кто считает необходимым сохранить влияние традиционной западной идеологии даже ценой зависимости от Запада, нужно понять. Ведь в течение двух веков, начиная с последнего столетия существования Империи, концепция благоговения перед Западом распространялась через образовательную систему, была принята в качестве официальной политики, и посредством интеллигенции, СМИ, бюрократических кадров стала определенным мировоззрением, на которое опирается статус-кво.
В этой стране еще не забыто, как после объявления Указа о Танзимате — не знаю, в сопровождении скольких артиллерийских залпов это было, — газеты многократно пестрили первыми полосами заголовков «Мы стали Европой», и сколько раз мы торжествовали в недавнем прошлом, мол, «мы вступили в ЕС», особенно после соглашения о таможенном союзе. Поскольку этот вопрос не обсуждали на рациональной основе и рассматривали сугубо в рамках «очарования Западом», его зачастую не удавалось в полной мере осмыслить, и реакция носила эмоциональный характер. Но и в настоящее время как разочарование тех, кто идеализирует Запад, так и реакции тех, кто связывает с Западом высокие ожидания, в большинстве случаев остаются на этом же уровне.
Сегодня становится очевидно, что отношение к Западу вступило в новую фазу. Сначала сирийский вопрос, а затем события в Мосуле. Даже если отбросить в сторону поддержку, которую западные «службы» оказывают таким террористическим организациям, как Рабочая партия Курдистана / Партия «Демократический союз», FETÖ Фетхуллаха Гюлена (Fethullah Gülen), при принятии во внимание разных организаций, созданных этими структурами в западных центрах, и их деятельность, наивно не видеть, что антагонизм к Западу в Турции — это не временная ситуация. Она перестает быть предпочтением какой-либо правящей партии и уже становится институциональным выбором государства.
Создается новый мир
Если западная система не скрывает, что сотрудничает с террористическими организациями против Турции, своего векового союзника, и даже не считает нужным как-то завуалировать это, то, разочарованы прозападники в Турции или нет, их постигнет грусть, безысходность.
Отныне пришло время понять, что Турция не стоит на том же месте, где она сто лет назад остановилась. Пережитые ею экономические, политические и социальные трансформации создали динамизм обретения нового статуса как в региональном, так и в глобальном масштабах. Продолжать отношения с Западом, которые были созданы в мире XX века и сохраняют налет отношений в рамках институциональных обязательств времен холодной войны, не представляется возможным ни с точки зрения Турции, ни с точки зрения Запада.
И именно с этих позиций следует анализировать беспокойство о Западе. Поэтому, когда мы, разозлившись на Запад, стремимся отвернуться в какую-нибудь другую сторону, или говорим: «Мы, несмотря ни на что, не откажемся от Запада», — все это позиции времен холодной войны. Сегодня создается новый мир, и Турция должна с новой концепцией занять свое место в нем.