США поддерживают две стороны, сражающиеся друг против друга в Сирии

США поддерживают две стороны, сражающиеся друг против друга в Сирии

Aftenposten, Норвегия / Силье Рённинг Кампсэтер (Silje Rønning Kampsæter) – 25 августа 2016

Турецкая операция показывает, что стороны сирийского конфликта готовятся к жизни после ИГИЛ (террористическая организация, запрещена в РФ — прим. ред.), полагает знаток Турции.

Турецкая операция в Сирии ставит своей целью прогнать ИГИЛ от границы, но существует и еще одна цель, которая не менее важна: помешать сирийским курдам взять под свой контроль всю границу. США турецкую операцию в Сирии поддерживает, но США поддерживает также и сирийских курдов на севере Сирии.

«Операция свидетельствует о том, что участники готовятся к „жизни после ИГИЛ“, и что потом их позиции изменятся», — заявляет Сонер Кагаптай (Soner Cagaptay) в беседе с Aftenposten.

Он является директором Турецкой программы аналитического центра Вашингтонского института (Washington Institute) и считает, что Турция, похоже, не собирается отступать от своего требования отставки Асада.

Вместо этого она заключила с союзником Асада Россией молчаливое соглашение и осуществила профилактические меры с тем, чтобы взять под свой контроль те районы, контролируемые ИГИЛ, которые иначе попали бы под контроль курдского ополчения (YPG) — главного противника Турции в Сирии «после ИГИЛ», утверждает Кагаптай.

Турция давно настаивала на наземном вторжении в Сирию, но это не превращалось в конкретные дела. А сейчас ИГИЛ отступает и в Сирии, и в Ираке.

Факты: вот что произошло:

В среду утром Турция начала операцию «Щит Евфрата» («Euphrates shield»).

Турецкие танки, спецназ и более 1,5 тысяч повстанцев из Свободной сирийской армии вошли в Сирию. По словам турецких властей, цель операции — освобождение пограничного города Джараблус от так называемого Исламского государства.

«Сейчас Джараблус полностью освобожден», — заявил говорит Ахмед Отман (Ahmed Othman), командир из Свободной сирийской армии в беседе с Al Jazeera в четверг утром.

Вот некоторые из причин, заставившие Турцию ввести войска в Сирию:

1. Преследование ИГИЛ

По данным проправительственной турецкой газеты Daily Sabah, операция планировалась совместно с американцами примерно в течение года. Цель: помешать ИГИЛ постоянно пересекать турецкую границу в обе стороны.

Джараблус (Jarablus) является важным пограничным городом для ИГИЛ, и в начале этого года американские власти объявили вознаграждение за того, кого они именуют «консьержем ИГИЛ». Он нелегально переправляет иностранных наемников через КПП у Джараблуса.

Но КПП у Джараблуса важен не только для ИГИЛ. Он важен также и для Турции и поддержки сирийских мятежников.

«Если этот район будет оккупирован недружественными силами, то он лишит Турцию контакта с Сирией», — говорит профессор Ильтер Туран из Университета Бильги в Стамбуле в беседе с Aftenposten.

2. Курды наступают

Но «недружественные силы» — это не только ИГИЛ. Отношения Турции с партизанами Рабочей партии Курдистана на юго-востоке Турции после выборов прошлого года напоминают гражданскую войну.

Для турецких властей сирийские курды в сирийском ополчении YPG — синоним Рабочей партии Курдистана. Но первых, тем не менее, поддерживают США, и они сейчас контролируют почти всю 820-километровую границу между Сирией и Турцией за исключением отрезка, который является красной линией для президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана.

Факты: коротко о конфликте в Турции

На юго-востоке Турции ситуация напоминает гражданскую войну. Конфликт между партизанами Рабочей партии Курдистана (PKK) и турецкими властями продолжается после выборов прошлого года. РКК внесена в список террористических организаций в Турции, ЕС и США.

И в Стамбуле, и в Анкаре группа, порвавшая с партизанами РКК — Соколы свободы Курдистана (TAK) — взяла на себя ответственность за теракты, которые в общей сложности унесли более 60 человеческих жизней.

Вместе с тем турецкие власти борются за то, чтобы подавить тех, кого они считают сторонниками Гюлена после неудавшейся попытки переворота.

Он весьма ясно дал понять, что если они двинутся на запад от реки Евфрат, это не останется без последствий.

В начале августа альянс, в который входит YPG, освободил от ИГИЛ сирийский город Манбидж (Manbij). Город находится как раз к западу от Евфрата — но примерно в четырех километрах на юг. Турецкие власти говорят, что операция будет продолжаться до тех пор, пока курдские силы не отступят на восток от реки.

В четверг американский госсекретарь Джон Керри сообщил об отходе курдов. Якобы, альянс потерял несколько сотен бойцов в боях за Манбидж, и многим кажется, что США их предали.

3. Американская поддержка

Объединение сирийских повстанцев «Сирийские демократические силы» (SDF), в которое входит и курдское ополчение YPG, получает поддержку от США и оказалось наиболее эффективным в наземных боевых действиях против ИГИЛ. Турция взирала на их успехи с ужасом и несколько раз призывала США дистанцироваться от группы.

Поскольку США и Турция союзники по НАТО, Турция проявляла осторожность и не предпринимала никаких активных действий против YPG в Сирии без американской поддержки.

Сейчас ситуация изменилась. Вице-президент США Джо Байден побывал в Турции с визитом — впервые после попытки госпереворота — в день начала операции. Он заверил в том, что американцы полностью поддерживают операцию.

США также участвовали в атаках, выполнив, по меньшей мере, восемь разведывательных рейдов с участием как истребителей, так и беспилотников, сообщили источники в американском Министерстве обороны информационному агентству AFP.

4. Россия и Асад заодно

«Разумеется, Россия была информирована, и с ее стороны мы не услышали никаких протестов», — сообщил Туран (Turan).

Он, например, считает, что для Турции было бы затруднительно использование военно-воздушных сил, что она делала в начальной фазе операции, если бы Россия и Турция не подружились бы вновь этим летом.

Сирийские власти заявили, что они осуждают операцию и называют это нарушением суверенитета Сирии. Но профессор, впрочем, сомневается в том, что власти очень взволнованы. У них есть общие интересы: а именно: помешать курдам создать собственное государство на севере Сирии.

Некоторые указывают на то, что операция — символ того, как Турция медленно, но верно изменила отношение к роли президента Башара Асада.

“Я думаю, мы видим некоторое смягчение. Премьер-министр сказал, что они хотят видеть Сирию без Асада, но он не исключает, что может быть переходный период, когда Асад может сохранить власть. Он должен уйти, но не сразу.

Силье Рённинг Кампсэтер (Silje Rønning Kampsæter) — корреспондент Aftenposten на Ближнем Востоке

Опубликовано: 27 августа 2016 в 9:47