Коды военной операции

Коды военной операции

Hürriyet / Дениз Зейрек (Deniz Zeyrek) – 25 августа 2016

Операция «Щит Евфрата» стала стратегическим ходом, изменившим балансы на сирийской шахматной доске. Если операция увенчается успехом, то, во-первых, ИГИЛ (террористическая организация, запрещена в РФ — прим. ред.) после Манбиджа потеряет еще одну критически важную позицию; во-вторых, Партии «Демократический союз» (PYD) придется де-факто принять «красную линию» Турции в вопросе перехода на западный берег Евфрата; в-третьих, в коридоре, обладающем критически важным значением для Турции в силу того, что он может превратиться в безопасную зону, будет приоткрыта дверь для Свободной сирийской армии (ССА); в-четвертых, за столом политического решения позиции Турции и ССА усилятся.

Почему Джераблус важен для Турции?

На карте разделенной на четыре части Сирии самым важным и стратегическим регионом с точки зрения Турции был коридор, который находится непосредственно на юге от границы. Речь идет о коридоре шириной 30-45 километров, который протягивается от Джераблуса к Азазу вдоль турецко-сирийской границы. В настоящее время эти территории контролирует ИГИЛ. По мнению официальной Анкары, если этот коридор будет контролировать Турция или какая-нибудь дружественная ей группа, это обеспечит преимущества с точки зрения безопасности границы.

Достаточно ли очистить коридор от ИГИЛ?

Нет, недостаточно. Потому что Турция не только стремится очистить этот коридор от ИГИЛ, для нее также жизненно важно, чтобы он не достался PYD. Если PYD превратит эти территории в «курдский коридор», то это может запустить возникновение некой структуры (федерации или независимого государства), которая в долгосрочной перспективе может угрожать территориальной целостности Сирии и безопасности Турции. Такое развитие событий считается для Турции как минимум таким же опасным, как государство, которое собирается создать ИГИЛ. Турция убеждена, что, если коридор Джераблус — Азаз будет контролировать Асад, то и это породит проблемные последствия с точки зрения будущего Сирии. Поэтому она не желает ограничиваться только зачисткой этой зоны и хочет, чтобы коридор на постоянной основе контролировала поддерживаемая ею структура, то есть ССА.

Почему «Щит Евфрата»?

Ответ на этот вопрос таится в карте. Турция провела для PYD черту по реке Евфрат и сказала: «Не иди на запад». Несмотря на это, PYD при поддержке США отняла у ИГИЛ Манбидж, находящийся на западе Евфрата в 31 километре к югу от Каркамыша. После Манбиджа силы PYD хотели направиться к Джераблусу, но обнаружили перед собой снаряды турецких гаубиц «Шторм». Поэтому проводимая операция была спланирована как мера, нацеленная на зачистку этого района от ИГИЛ и его защиту от PYD.

Когда возникнет коридор?

ССА утратила критически важные позиции близ Туркменской горы и Хатая, но при этом пока смогла удержать линию Азаз — Маре. Затем она отняла у ИГИЛ деревни, расположенные в регионе от Азаза до Аль-Рая (Чобанбей). Аль-Рай находится в 55 километрах от Джераблуса. Переход Джераблуса под контроль ССА станет одним из ключей к этой 55-километровой зоне. Так завершится формирование коридора протяженностью 98 километров, который позволит нивелировать угрозы ИГИЛ в отношении турецких земель и остановить миграционные потоки. Взятие Джераблуса предполагает, что за одну-две недели этот коридор может перейти под контроль ССА.

Остановится ли PYD?

Хотя PYD, не скрывающая своего беспокойства по поводу хода Турции в отношении Джераблуса, не может взять этот город, она хочет продвинуться из Манбиджа на запад, отвоевать у ИГИЛ Эль-Баб и достичь Тель-Рифаата, который она ранее отняла у ССА. Если это осуществится, то возникнет, пусть и не соприкасающийся с границей Турции, но в Хатае доходящий до нее непрерывный коридор от иракской границы. Поэтому ожидается, что первой целью ССА после Джераблуса будет Эль-Баб.

Сможет ли ССА удержать линию?

К сожалению, без поддержки Турции или союзников военная сила ССА не позволит удержать линию Азаз — Маре.

ВС Турции останутся в регионе на постоянной основе?

ССА необходимо прочно закрепиться в коридоре, и все угрозы, которые могут исходить от ИГИЛ, PYD и правительства Асада, удастся устранить. Но поскольку у нее нет такого потенциала, поддержка ВС Турции должна продолжаться. А это подразумевает, что Турция еще какое-то время останется в этом коридоре.

Где место США?

Операция Турции в Джераблусе проводится с ведома США и при их поддержке с воздуха. США довольны ситуацией, поскольку операция направлена на ликвидацию ИГИЛ. И пока в этот регион не зайдут группы, связанные с «Аль-Каидой», они едва ли будут возражать. Для того чтобы ВС Турции полностью вышли из Сирии, США должны убедить PYD держаться вдалеке от этого коридора.

Возможен ли конфликт с Россией и Асадом?

Администрация Асада отреагировала на действия Турции рутинным заявлением о «территориальной целостности». Но то, что Турция и США открыто оказывают военную поддержку ССА, и то, что целью является ИГИЛ, еще один враг Асада и России, в ближайшем будущем позволит предотвратить столкновения дуэта Асад — Россия с Турцией.

Какими будут политические последствия?

Группы и страны, которые обладают правом голоса на поле боя, всегда играли определяющую роль за столом переговоров о политическом урегулировании. Именно поэтому на женевских конференциях Турция и ССА оставались на заднем плане. Поскольку Турция нормализует отношения с Россией, смягчает позицию в отношении правительства Асада и, наконец, демонстрирует военное присутствие в регионе, ситуация изменилась. ССА, получающая поддержку Турции, теперь станет сильнее за столом переговоров о политическом урегулировании наравне с Асадом, получающим поддержку России и Ирана, и PYD, получающей поддержку США и коалиции. Операция «Щит Евфрата» наряду с уничтожением ИГИЛ может ускорить процесс политического решения.

Опубликовано: 26 августа 2016 в 8:02