Несмотря на очень серьезное выражение вашего лица и колоссальное значение, которое вы придаете тому, что сами говорите и пишете…
Когда я слушаю и читаю вас, мне становится трудно оставаться серьезным.
Я часто не могу сдержать улыбку, а порой, положа руку на сердце, умираю со смеху.
Например, вчера…
Россия, действующий председатель Организации Черноморского экономического сотрудничества, пригласила страны — члены организации на совещание, которое состоится 1 июля в Сочи.
Те турецкие СМИ, которые находятся у нас на особом положении, моментально запестрили новостью «последних минут»:
«Важное приглашение от России! Важно, важно, важно!…»
Русские, говоря о турецком руководстве, в последнее время действуют в два этапа. Сначала делают заявление, а затем (когда турецкие официальные лица представят свое «видение» вопроса) поясняют собственные слова:
«Ребята, послушайте, вы опять все неправильно поняли. Мы не хотим сказать, что намерены забыть самолетный кризис. Это отдельная тема. Если вы не извинитесь, отношения не наладятся».
Однако «наши», видимо, благодаря своим «необычайным талантам» понимают русских лучше самих русских. Тут же приходит ответный комментарий:
«Да нет же, они просто не могут сказать открытым текстом, но, очевидно, Москва очень хочет помириться с нами. Особенно после послания президента Эрдогана 12 июня русские с волнением ждут от нас новых ходов».
На этот раз вышло так же. Официальный представитель МИД Мария Захарова, которая практически стала «еженедельным комментатором по Турции», увидев возбужденную реакцию наших, поспешила заверить:
«Это обычное приглашение на совещание. Не ищите никакого скрытого подтекста!»
В Анкаре забубнили: «Но когда замминистра иностранных дел Небензя говорил о приглашении, он намекнул на вероятность переговоров Лаврова с Чавушоглу (Çavuşğolu)». Русские, держась холодно, тотчас же сообщили, что в графике Лаврова таких переговоров нет.
Я, конечно, не хочу разрушать энтузиазм тех, кто в нашей стране полагает, что «русские делают шаг навстречу». Но вместо того, чтобы создавать ажиотаж вокруг поездки в Сочи, лучше было бы подумать, почему мы не участвуем в саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), который минувшим днем стартовал в Ташкенте? Более того, с 2012 года Турция имеет статус «партнера по диалогу» в этой организации, и было время, когда Эрдоган говорил: «Возьмите нас в ШОС, мы откажемся от ЕС». Сейчас перед Турцией двери в эту организацию закрыты, при этом идет активное обсуждение вопроса о присоединении Индии, Пакистана, Ирана к ШОС в качестве полноправных членов.
Мы не извинимся, но «уладим» кризис
В последнее время о России было сделано два важных заявления. Автор одного из них — официальный представитель президента Ибрагим Калын (İbrahim Kalın).
«Вопрос об извинениях, компенсациях не обсуждается, но может быть найдена золотая середина, которая примет во внимание чувствительные для обеих сторон аспекты».
Иными словами, Анкара, давая Москве сигнал о смягчении, говорит: «Я ни за что не извинюсь». Тем не менее, извинения — это главное ожидание и первое условие, которое на протяжении нескольких месяцев не перестает повторять Россия.
Заметим, в этом же выступлении Калын подчеркнул, что сирийская политика Турции (также) не изменится.
И еще одно заявление. Министр экономики Нихат Зейбекчи (Nihat Zeybekçi), комментируя убийство российского пилота, отметил: «Вопрос очень печальный. Принесение извинений в дипломатическом смысле – это совсем другое дело. Сожалений мы не испытываем, но опечалены…»
И добавил: «Полагаем, что они также опечалены в связи с намеренным нарушением турецкого воздушного пространства».
Какое неуклюжее и резкое заявление!
Оказывается, мы не жалеем! То есть «случись это сейчас, мы снова собьем самолет», так, г-н министр?
Между тем лучше бы вы пояснили, что значит «принесение извинений в дипломатическом смысле».
Зейбекчи также не смог воздержаться от «необычайно удивительного» анализа экономических последствий напряженности в отношениях между двумя странами: «Мы тоже пострадали, но Россия ощутила гораздо больший эффект и продолжает ощущать».
Разумеется, так и подобает говорить министру экономики страны, туризм которой пришел в упадок, а ряд секторов — пошатнулись!
При пояснении этого тезиса Зейбекчи не увидел ничего зазорного в том, чтобы в числе определяющих факторов назвать, например, проблемы в энергетическом экспорте России. И вывод, который отсюда можно извлечь: Анкара, должно быть, сыграла немаловажную роль в падении цен на нефть, что для меня, честно говоря, было очень познавательно и удивительно.
Держу пари, министр экономики, высказавший столь самонадеянные идеи, был впечатлен некоторыми «экспертными» мнениями вроде «российская экономика разрушена»; если так будет продолжаться, «экономический кризис будет разрастаться, что вызовет массовые возмущения в стране»; даже, возможно, «Путин больше не выдержит и падет».
Кроме двух этих заявлений, которые, естественно, были негативно встречены в Москве и неоднократно оказывались в центре внимания российских СМИ, напомним также, что премьер-министр Бинали Йылдырым (Binali Yıldırım) в одном из своих выступлений выразил веру в то, что кризис в отношениях с Россией будет «улажен».
Иными словами…
Извинений нет! Компенсации нет! Сожаления нет! Но мы «уладим»…
Хммм…
Это, должно быть, дипломатическое мастерство «а-ля Касымпаша» (квартал в Стамбуле, где родился президент Эрдоган в 1954 году, — прим. перев.)! Думаю, впереди нас еще ждет много интересного…
Действительно, кто кому принесет извинения?
Как я писал на прошлой неделе, послание, которое президент Эрдоган направил Путину 12 июня по случаю Дня России, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков не то, что не оценил как «теплое» и «позитивное», в ответ он сделал акцент на критике и подчеркнул, что «этого недостаточно для урегулирования отношений». Позже и г-жа Захарова отметила, что находит это послание недостаточно содержательным.
Но посмотрите на наши «партийные СМИ»:
«Россия дает теплый сигнал»
«Обе страны хотят нормализации»
«Пришел сигнал от Путина: Путин сменил риторику». (Несмотря на то, что он еще ничего не сказал.)
Пальму первенства я отдаю Akşam:
«Они ухватились за оливковую ветвь на лету!»
Что только ни делают такие СМИ!
Комментарии, которые в течение недели публикуются в таких источниках, не содержат никакой критики в адрес Анкары, никаких намеков на самокритику и преисполнены бескрайним оптимизмом.
Один окончательно потерявший голову колумнист даже написал следующее:
«Все, должно быть, увидели, что благоприятное развитие турецко-российских отношений полезно для обеих стран, поэтому предпринимается попытка урегулировать отношения. Преодоление напряженности выгодно обеим странам. Но… Нужно ждать извинений и избегать принесения извинений. Ведь в противном случае Россия станет еще сильнее».
Понимаете? Неужели он хочет сказать, что Москва принесет официальные извинения Анкаре за то, что Турция сбила российский самолет…
Предложение, вынесенное в заголовок статьи, вероятно, ассоциируется у вас с известными строками из стихотворения Орхана Вели Каныка:
«На пути в Гемлик
Ты увидишь море.
Не теряй головы!»
А я хочу перефразировать эти строки и попытаться угадать следующий шаг привилегированных турецких СМИ в вопросе турецко-российских отношений:
«Очень скоро
Ты услышишь, что Путин извинился перед Эрдоганом.
Не теряй головы!»