Cанкции РФ против Турции: рикошетом по российской экономике
Иван Сапожников
Deutsche Welle, Германия / Евлалия Самедова – 25 июня 2016
С момента введения РФ санкций против Турции прошло почти полгода. Надежды на урегулирование конфликта мало. Если это случится, его отголоски будут еще долго мешать ведению бизнеса.
Вот уже полгода Россия и Турция живут в условиях экономических санкций, введенных Москвой в ответ на сбитый турецкими ВВС российский бомбардировщик. В результате, по данным Росстата, за первые четыре месяца 2016 года торговый оборот между странами сократился почти наполовину — с 8,8 млрд долларов до 4,8 млрд. Санкции были призваны нанести урон экономике Турции, однако рикошетом ударили и по российскому бизнесу. О том, каковы последствия полугодового эмбарго для экономики РФ, выясняла DW.
Когда и на что были введены санкции
Российский Су-24 был сбит 27 ноября 2015 года. В ответ на это уже 28 ноября президент России Владимир Путин подписал указ «О мерах по обеспечению национальной безопасности РФ и о применении специальных экономических мер в отношении Турции». Документ отменял безвизовый режим между странами, предписывал туркомпаниям прекратить продажу россиянам путевок в Турцию и останавливал чартерное воздушное сообщение между странами. Турецким фирмам было запрещено работать в России, а российским работодателям нанимать на работу граждан Турции.
В указе также содержался запрет импорта турецких товаров в РФ. Их перечень определило правительство. С 1 января этого года Россия перестала покупать в Турции клубнику, апельсины, мандарины, виноград, яблоки, груши, абрикосы, персики и нектарины, сливы и некоторые овощи.
Этой весной Россельхознадзор «по фитосанитарным соображениям» расширил список за счет перца, гранатов, баклажанов, кабачков, тыкв и салата.
Первый прогноз ущерба и исключения из правил
Российское руководство прекрасно отдавало себе отчет, что принятые меры могут ударить не только по Турции. Первый замминистра экономического развития РФ Алексей Лихачев заявил в конце прошлого года, что ущерб от антитурецких санкций для России может составить 9 млрд долларов.
Под угрозой оказался один из крайне важных для России — с репутационной точки зрения проектов — подготовка к чемпионату мира по футболу 2018 года, поскольку значительная доля строительных работ выполнялась турецкими компаниями. В связи с этим было решено сделать для них исключение. Выступая в Ставрополе в конце января этого года, Владимир Путин заявил, что меры против турецких властей не затронут действующие соглашения в сфере строительства, так как их замораживание может нанести ущерб России.
Удар по турагентствам
Тем не менее избежать убытков для всей экономики не удалось. Это почувствовали на себе даже европейские компании, работающие в России. В ходе проведенного среди них опроса АЕБ выяснилось, что 67% респондентов считают, что антитурецкие санкции негативно повлияли на экономику России. В наибольшей степени антитурецкие санкции ощутили на себе такие отрасли, как туризм и торговля плодоовощной продукцией.
Как заявил DW первый вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Владимир Канторович, дать точную оценку ущерба, нанесенного турбизнесу, затруднительно, поскольку одновременно с Турцией для россиян был «закрыт» Египет.
В совокупности в эти две страны ежегодно выезжали около 5 млн российских туристов. Также на отрасль негативно повлияла девальвация и общие проблемы в экономике.
Исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе добавила, что число туроператоров из-за закрытия турецкого направления, несмотря на снижение доходности, не уменьшилось, а вот розница — то есть сегмент турагентств — пострадала сильнее. «Некоторые турагентства покинули рынок, поскольку Турция для них была единственной возможностью заработать», — объяснила она DW.
Торговля и потребители
В сегменте торговли также наблюдается комплексный эффект — одновременно с турецкими продуктами в страну частично перестали поступать европейские и американские (вследствие продуктового эмбарго, введенного Россией в ответ на антироссийские санкции).
Импортерам и ритейлерам пришлось искать способы переориентации, что не замедлило сказаться на ценах. «Турецкие овощи были дешевыми, отказ от них привел к росту цены. Так что проиграл и потребитель», — сообщила DW директор Центра агропродовольственной политики РАНХиГС Наталья Шагайда.
Эксперт полагает, что еще более негативный эффект для России будет, если Турция решится на ответные санкции.«В экспорте российских овощей доля Турции в 2014-2015 годы находилась в интервале 43-48%. По маслу и масличным в отдельные годы доля Турции превышала половину российского экспорта, зерну — 14-19%. В связи с этим потенциальные ответные турецкие санкции могут оказаться болезненными для России», — отмечает Наталья Шагайда в своей главе совместного аналитического обзора РАНХиГС и Института Гайдара.
Осадок останется
Впрочем, по мнению экспертов, Турция едва ли пойдет на ответное эмбарго. Об этом, в частности, говорят поздравительные письма, которые направили президенту и премьеру РФ их турецкие коллеги в День независимости России 12 июня.
«У Эрдогана непростое положение. Нельзя сказать, что он пользуется большой поддержкой Брюсселя. Внутренняя ситуация в Турции трудная. Так что есть надежда на то, что в турецком руководстве возобладает разумное начало», — заявил DW советник президента Торгово-промышленной палаты РФ по международным делам Георгий Петров.
В то же время, по его словам, скорого потепления в отношениях ждать не стоит: «Образовался замкнутый круг. Россия ждет от Турции извинений за сбитый самолет. Турция — извинений от России за нарушение ее воздушного пространства». Разрешить эту ситуацию, по мнению эксперта, можно только политическим способом. Пока это не будет сделано, бизнес будет вынужден ждать.
«Для бизнеса плохо то, что для даже после разрешения ситуации неприятный осадок останется. От подобных конфликтов разрушается ткань доверия, обстановка становится непредсказуемой. Вы подписываете контракт, но не знаете, сможет он быть выполнен или нет. На восстановление доверия потребуется время», — констатировал Георгий Петров.