У нас нет серийного убийцы и серийной преступности!
Иван Сапожников
Habertürk / Мурат Бардакчи (Murat Bardakçı) – 8 июня 2016
Вот уже несколько дней мы живем и дышим одной темой: откуда и куда отправился молодой человек по имени Аталай Филиз (Atalay Filiz), подозреваемый в убийстве трех человек, что он ест и пьет, какого цвета его чемодан и прочее.
Наша пресса опять же сутки напролет пишет, что Аталай Филиз — «серийный убийца», постоянно игнорируя один факт: у нас нет «серийных убийц»!
Серийных убийц нет не только в Турции, но и в восточном мире; более того, у нас не существует ни таких преступников, ни таким образом совершенных преступлений, и в нашей истории «серийная преступность» не встречается.
Несколько лет назад, в те дни, когда мы начали подражать западным телепередачам о судебной медицине, некоторые из моих коллег, готовивших такие программы, обратились ко мне за информацией о серийных убийцах в нашей истории. Когда я сказал: «У нас не было серийных убийц. Даже не пытайтесь искать примеры, все равно не найдете», — они весьма удивились…
Справедливости ради надо признать, что наша история изобилует примерами убийц, на счету которых — жизни многих людей. У нас немало убийц, которых до сих пор помнят люди старше определенного возраста и имена которых упоминаются вместе с названиями мест преступлений, как то: «Османие», «Ризе» или «Зверь из Саладжака». Но никто из этих преступников не имеет отношения к «серийной преступности», даже несмотря на то, что они убили по несколько человек.
Разве дело только в серийных убийцах и серийной преступности? История настоящих детективных и криминальных романов у нас насчитывает всего 15-20 лет!
Преступлений много, но не «серия»
Один человек впадает в гнев, хватается за оружие и стреляет в каждого, кто попадется ему на пути, будь то жена, ребенок, тесть, родственник, или врывается в кофейню и отправляет на тот свет нескольких человек, которых он считает соперниками и врагами… У другого в семье из поколения в поколение передается дело «кровной мести», мозг ребенка годами промывают одной и той же песней: «Ты обязан отомстить за кровь, которую пролил твой отец, дед и прочие». Когда он становится достаточно взрослым, чтобы суметь держать в руках оружие, его первым делом становится последовательная расправа с лицами, имена которых его заставили выучить наизусть… Третий застает свою жену с любовником, или не может терпеть нищету, или по какой-нибудь другой причине становится невменяемым и в порыве этого внезапного гнева совершает убийства…
Вдохновить скудные умы!
Причины разные, но есть один неизменный элемент: долго разрабатывавшийся и тщательно подготовленный план, в котором заранее определены практически все детали! Когда этот план будет претворен в жизнь, придет очередь новых убийств, от которых убийца получит удовольствие, и совершать их он будет по такому же щепетильно подготовленному плану.
Главная причина, в силу которой у нас не существует такой серийной преступности, как на Западе, и прежде всего в Америке, возможно, кроется в генетике. Но играет роль и наша лень, пассивность, нежелание скрупулезно планировать и продумывать все детали, — это одна из причин, по которой в нашей истории не встречаются такие серийные преступления, как на Западе.
Именно поэтому мы совершаем ошибку, когда называем Аталая Филиза «серийным убийцей». Когда мы называем «серийными преступлениями» обычные убийства, совершенные под впечатлением западных и прежде всего американских фильмов, это лишь воодушевляет некоторые скудные умы. Тех, кто пытается строить свою жизнь на основе подражания культурам других обществ, их стилю жизни и готовы сделать все, чтобы реализовать свои самые разные фантазии!