Германия признала геноцид: Турция лишается единственного друга в Европе?
Foreign Policy, США / Сиобан О’Грэйди (Siobhán O’Grady) – 2 июня 2016
В этом году отношения Турции практически со всеми складывались непросто. Турецкие власти разозлило то, что Вашингтон решил в борьбе с «Исламским государством» поддержать сирийских курдов — которые, по заявлению Анкары, связаны с терактами в Турции. Отношения Анкары с Москвой резко пошли под откос после того, как турецкие военные сбили в ноябре прошлого года российский самолет за то, что тот нарушил турецкое воздушное пространство. К тому же президент Реджеп Эрдоган пришел в бешенство из-за того, что его высмеяли на телевидении Германии, и подал в суд на комика Яна Бемермана (Jan Boehmermann).
Вдобавок ко всем этим неприятностям в четверг немецкий Бундестаг подавляющим большинством голосов признал геноцидом убийства армян турками Османской империи в 1915 году — совершив то, против чего правительство Эрдогана решительно возражает и чего старается не допустить в других странах, в том числе и в США.
В ответ Анкара отозвала в четверг своего посла в Берлине. Эрдоган, который сейчас находится с визитом в Кении, заявил, что резолюция о признании убийства армян геноцидом «окажет серьезное воздействие» на отношения между Турцией и Германией. А министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу (Mevlüt Cavusoglu) в своем микроблоге в Twitter написал слова, содержащие тонкий намек на (германский) нацизм.
«Очернение истории других стран с помощью безответственных и безосновательных решений не является способом закрыть темные страницы собственной истории», — написал Чавушоглу. В годы Первой мировой войны было убито около 1,5 миллиона армян, но Турция заявляет, что эти цифры раздуты, и что убитые были, в основном, жертвами гражданской войны.
Президент США Барак Обама не решился назвать эти убийства геноцидом, несмотря на свое обещание сделать это, данное во время президентской гонки в 2008 году.
Решение немецких депутатов было принято в особенно сложный момент. Евросоюз пытается поддержать и без того сомнительную программу, согласно которой Турция должна будет принять дополнительное количество беженцев в обмен на безвизовый режим для поездок в страны Евросоюза. Анкара надеялась, что упрощенный режим въезда в страны ЕС станет основой для последующего вступления Турции в ЕС. И то, что Турция отозвала своего посла в Германии — в стране, которая является ее самым главным торговым партнером и инициатором программы по беженцам и безвизовому режиму — видимо, не самый удачный шаг на пути в ЕС.
В телефонной беседе с представителем издания Foreign Policy Бюлент Алириза (Bulent Aliriza), основатель и директор турецкого проекта Вашингтонского Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне, сказал, что пока слишком рано говорить, насколько серьезным будет, в конечном счете, влияние состоявшегося в четверг голосования на долгосрочные отношения между двумя странами.
«В то время, когда внешняя политика Турции переживает трудный период, Германия была единственной страной, на которую Турция могла рассчитывать в надежде на понимание и поддержку, — сказал он. — Думаю, что это почти наверняка повлияет на германо-турецкие отношения, но вопрос в том, сколько еще всего произойдет в период между отзывом посла и ответными действиями парламента».
И Меркель явно обеспокоена тем, как многочисленная турецкая община, насчитывающая в Германии около 3,5 миллиона человек, отреагирует на решение Бундестага. «Я хочу сказать людям с турецкими корнями: мы не только рады, что вы здесь, но вы еще и являетесь частью этой страны», — заявила она в четверг.
Как бы там ни было, и Эрдоган, видимо, тоже не совсем готов полностью прекращать отношения с Германией. По словам Алиризы, даже при том, что в последние годы в адрес Эрдогана все чаще звучат критические высказывания представителей различных государств, власти Турции по-прежнему стремятся улучшить испорченные отношения со многими странами, которые она прежде считала своими близкими союзниками.
«Это следует рассматривать в контексте продолжающегося ухудшения отношений Турции с внешним миром, — сказал он. — Вопрос в том, ухудшится ли положение дел или улучшится — учитывая, что Германия, которая до сих пор непреклонно поддерживала Турцию, находится сейчас в такой напряженной ситуации. Вопрос пока остается открытым».