Milliyet / Гюнери Дживаоглу (Güneri Cıvaoğlu) – 31 мая 2016
В конце прошлой недели я был в Венеции. По случаю биеннале, самого значимого мероприятия Венеции наряду с кинофестивалем, этот город каналов наводнили туристы.
В Венецию, расположенную на севере Италии, прибывает 24 миллиона туристов в год. 24 миллиона только в один этот крошечный город…
Число туристов, прибывающих в огромную Турцию, — порядка 40 миллионов. И это показатель 2015 года.
А 2016-й уже сейчас стал «потерянным годом» для туризма.
Туристические объекты пытаются удержаться на ногах при наполняемости на уровне 30%. Если удается достичь 50%, это станет «большим успехом».
Положение тех, кто работает на туристических объектах, тоже отнюдь не блестящее. Добавьте тех, кто поставляет на эти объекты овощи, фрукты, мясо, масло, сыр, мед, джем и производит спиртные напитки… Речь идет о серьезной опасности для экономики и сферы труда и занятости.
Часть гостиниц и мотелей могут в этом году и вовсе не открыть свои двери. Иностранные инвестиции прекратились за редким исключением.
***
Вернемся к Венеции… В Венеции главная проблема предпринимателей в сфере туризма — получение налоговых льгот при инвестировании капитала.
Власти не хотят увеличивать число гостиниц. Да и туристов они не слишком «балуют». Рестораны применяют два вида цен для посетителей. Счет, выставляемый венецианцам и итальянцам как минимум на 40% меньше, чем счет для иностранных туристов.
Они, конечно, не предлагают два меню с разными ценами. Но все же… На практике выходит так. При этом никто не возражает.
Венеция — «мировой город-бренд». Расходы на проживание и питание здесь весьма высоки. Но никто не жалуется.
***
Представьте, одна только Венеция догоняет всю Турцию по числу туристов. Еще есть Рим, Капри, Сардиния, Амальфитанский берег, Портофино, Сан-Ремо, Ривьера. Все они набиты битком…
***
Недавнее сдержанное заявление президента России Владимира Путина, которое приоткрывает дверь темы отношений с Турцией, следует интерпретировать и с этой точки зрения.
Россияне крайне важны для турецкого туризма. Наряду с числом приезжих важна и сумма иностранной валюты, которую они оставляют.
Российские туристы не закрываются в гостиницах по концепции «все включено». Они выходят на улицу, едят и пьют, покупают одежду и драгоценности. Чтобы открыть эту слегка отворенную дверь, Анкара должна предпринимать политические инициативы.
Как отметил и Путин, коммуникация по разным каналам (кроме дипломатических) есть, и со временем она стала эффективной. Однако руководство России, самолет которой был уничтожен, а пилот убит, вынуждено «сохранять лицо» перед своим общественным мнением.
Иными словами, ему нужна витрина, которую можно назвать «спасением престижа».
Премьер-министр Ахмет Давутоглу (Ahmet Davutoğlu), сделавший заявление «я лично отдал приказ об уничтожении российского самолета», больше не стоит во главе правительства, а это может создать другой психологический фон.
***
О причинах, лежащих в основе этого нового сдержанного подхода Путина, который можно назвать «весной в отношениях с Россией», и прежде всего о факторе охлаждения в турецко-американских отношениях, мы поговорим в нашей следующей статье…