Site icon NEWS TURK | Новости Турции

Что в этой стране изменит президентская система?

Habertürk / Явуз Семерджи (Yavuz Semerci) – 26 мая 2016

Мы импортируем 670 тысяч баррелей нефти в сутки. На момент подготовки бюджета на 2016 год цена на нефть прогнозировалась в среднем на уровне 40 долларов. Уже сейчас отклонение составляет почти девять долларов. Речь идет о дополнительных затратах в размере 2,1 миллиарда долларов в год.

Цены на природный газ привязаны к нефти. И с удорожанием нефти они тоже растут. Турция потребляет 134 миллиона кубометров природного газа в сутки. Из-за роста цен счет за природный газ также будет на несколько миллиардов выше, чем прогнозировалось.

***

Накануне на дверях четырехзвездочной гостиницы в одном туристическом районе Стамбула виднелась световая вывеска с указанием цены ночлега — 50 евро. Год назад номер в этой же гостинице продавался за 120 евро. Все чаще можно услышать о том, что туризм в этом году потерял 15 миллиардов долларов. Положение оптовиков налицо. Особенно встревожены те, кто работает с юго-востоком нашей страны. Я не привожу здесь цифры по чекам и векселям, расчеты которыми увеличились. Наблюдается определенный рост числа безнадежных долгов (хотя пока это и не является системным риском). По политическим причинам наши экспортеры потеряли два таких гигантских рынка, как Россия и Ирак. Приток прямых иностранных инвестиций существенно сократился. Турецкая лира обесценивается, нынешний курс доллара в ближайшие месяцы скажется на инфляции.

Все мы знаем об отсутствии аппетита в торговой сфере. Терроризм стал проблемой номер один, количество погибших уже почти приближается к числу жертв терроризма среди наших сил безопасности за последние 30 лет.

***

Я пишу это не для того, чтобы заставить вас волноваться. Эту тему я свяжу с президентской системой и задам несколько вопросов.

1) Если бы мы перешли к президентской системе, иракский рынок остался бы на месте? Рынок, дававший до 34 миллиардов долларов в год, не был бы потерян?

2) Если бы мы перешли к президентской системе, Асад не убил бы тысячи людей, и ИГИЛ, самой жестокой организации в мире, не существовало?

3) Если бы была президентская система, мы не сбили бы российский самолет, не потеряли бы российский рынок? Миллионы российских туристов продолжали бы приезжать?

4) Если бы у нас был президент, Рабочая партия Курдистана канула бы в историю? Она испугалась бы президента и сложила оружие?

5) Если бы у нас был президент, мировые цены на нефть так не колебались бы, и ветры глобальной экономики дули бы более умеренно?

6) Если бы мы перешли к президентской системе, мы уже давным-давно вошли бы в ЕС?

7) Если бы у нас был президент, мы стали бы производить технологии, не оказались бы в ловушке среднего дохода и ушли бы от уровня страны, доход на душу населения в которой не превышает десяти тысяч долларов?

8) Если бы у нас был президент, у нас не было бы таких тайных заговоров, как «Эргенекон», «Кувалда», Odatv? Наша судебная система вдруг стала бы независимой?

9) Если бы мы перешли к президентской системе, мы за год построили бы 200 километров метро, 100 километров рельсовой системы, 12 мостов через пролив и 500 километров автострады?

10) Если бы у нас была президентская система, мы нашли бы нефть и природный газ и покончили бы с нашей зависимостью от импорта энергоресурсов? Наш уровень сбережений подскочил бы, и мы поддерживали бы рост, даже если бы к нам не поступало по 40-50 миллиардов долларов иностранного капитала в год?

***

Довольно вопросов. Из-за силы, которую власть получила от народа, она вольна поступать так, как считает нужным. Но что бы ни было сделано и не сделано, это связано не с системой, а с рациональностью, планированием, пониманием или непониманием собственных динамик. Турция нуждается в реформах. Нуждается в демократизации. Если президентская система повысит конкуренцию в этой стране, оживит в нас задетое чувство справедливости, выведет нас на уровень цивилизованных обществ, да будет так… Но в таком случае потрудитесь нам объяснить, что изменится при президентской системе, как будет покончено с терроризмом, как будет совершен экономический прорыв. Если наш приоритет — «президентская система», тогда вопрос «почему» я адресую нашему премьер-министру Бинали Йылдырыму.

 

Exit mobile version