Снять шляпу перед Партией справедливости и развития!
Иван Сапожников
Habertürk / Явуз Семерджи (Yavuz Semerci) – 25 мая 2016
Вспомните вечер 7 июня. На правящую партию, казалось, обрушился небосвод. Заговорили о создании коалиции, в дверь постучалась необходимость разделить власть с какой-нибудь другой партией. Они вышли из этого хаоса.
Вне всякого сомнения, этот выход имел тяжелые социальные последствия. Курс борьбы государства с терроризмом изменился. Подул сильный ветер национализма. Участившиеся теракты создали травму в обществе. В тот момент, когда общество захотело стабильности (и под влиянием террора, ставшего первым пунктом повестки дня), было сказано: «Повторные выборы». На выборах 1 ноября миллионы избирателей, отколовшиеся от правящей партии 7 июня, не только вернулись назад, но и принесли с собой значительный электорат той партии, от которой они ушли. (И поэтому в Партии националистического движения разразился кризис, не так ли?)
Воодушевление, царившее минувшим днем в рядах Партии справедливости и развития (ПСР) во время выступления премьер-министра Бинали Йылдырыма (Binali Yıldırım), было таким бурным, будто бы партия не годами находилась у власти, а пришла к ней только что.
Как им это удается?
Полагаю, это главная отличительная особенность ПСР. Всегда одна цель, всегда волнение, всегда враг, которого они находят подстать меняющимся условиям времени. Они постоянно обновляются (кроме их лидера). Они вычеркнули немало имен, о которых говорили «не уйдет». Несмотря на это, они не только не потеряли силу, а, наоборот, смогли стать политическим центром и единым организмом. Пусть вас не вводят в заблуждение картины преданности их лидеру. Внутри они представляют собой большую коалицию, ориентированную на управление страной.
Конечно, о структуре правящей партии, и критикуемой, и способной быть альтернативой, о секрете ее нынешнего правления, напишет история. То, как напишет история, зависит от того, кто и как формирует будущее.
Перемены, которым мы подчас не придаем значения сегодня, могут завтра принести как благополучие, так и хаос.
Место этой партии в истории определит социально-экономическое положение Турции в будущем. Выросла или сократилась наша экономика, приблизились ли мы к Западу или отдалились, увеличился ли ВВП на душу населения, демократия стала глубже или мельче, решена ли курдская проблема, стали ли мы производить технологии, сократилась ли наша потребность в иностранном капитале, упал или возрос наш уровень сбережений?
Реформистский подход сохранится
Кратко проанализируем новое правительство… Как я неоднократно писал ранее, Йылдырым как политик является сторонником развития. Судя по всему, он сохранит это свое качество, и на смену говорящему премьер-министру придет действующий.
Участие Мехмета Шимшека (Mehmet Şimşek, министр финансов Турции с 2009 по 2015 годы, в новом правительстве сохранил пост вице-премьера — прим. пер.) в экономическом управлении можно считать сильным сигналом к тому, что политика будет вырабатываться в соответствии с реалиями в Турции и во всем мире. В то же время это показатель того, что реформистские подходы сохранятся.
***
На мой взгляд, важнейшее ведомство в области борьбы с инфляцией — министерство сельского хозяйства и животноводства. То, что Фарук Челик (Faruk Çelik) продолжит возглавлять это ведомство, — полагаю, предупреждение для тех, кто надеется на спекулятивный рост цен на продовольствие. Потому что Челик серьезно работал над этим вопросом. Было важно, чтобы этот процесс не прерывался. И то, что Сулейман Сойлу (Süleyman Soylu, министр труда и социального обеспечения с 24 ноября 2015 года — прим. пер.), принимающий участие в такой считающейся реформационной работе, как фонд заработной платы, остается на месте, служит демонстрацией политической воли.
***
Во вчерашнем выступлении Бинали Йылдырыма обращают на себя внимание такие слова: «Цели Мустафы Кемаля Ататюрка… Мы верны социальному, светскому, правовому государству… У нас будет больше друзей и меньше врагов…»
Из них мы можем вынести весьма позитивные сигналы вплоть до того, что наши отношения с Россией и Сирией могут измениться, отношения с ЕС — развиваться.
***
Говоря о борьбе с терроризмом, Йылдырым, по сути, обратился с призывом к Рабочей партии Курдистана (РПК). «Вы не будете нападать на гражданское население, вы не будете стрелять в силы безопасности, вы закопаете оружие в землю. Иначе эта борьба не закончится», — сказал он. Эту фразу я воспринял как сигнал к тому, что за стол переговоров, как раньше, не сядут, но если РПК со своей стороны сделает это, такой стол может быть создан…
***
Я пытался не воспевать ПСР, а дать оценку ее деятельности. В конечном счете, нравится вам эта партия и ее подходы или нет, но она управляет страной, и сохранение нашего благополучия, нашей безопасности, нашей работы и нашего спокойствия зависит от их политики. И долг всего общества — говорить об их ошибках, предупреждать и поддерживать то, что они правильно делают.