Не мечеть, а культурно-цивилизационный центр

Не мечеть, а культурно-цивилизационный центр

Habertürk / Нихаль Бенгису Караджа (Nihal Bengisu Karaca) – 7 апреля 2016

Это место находится в американском штате Мэриленд, на побережье в Балтиморе, в полутора часах езды от Вашингтона. Там, где еще в 2008 году находилась небольшая мечеть и дом имама из грузовых контейнеров, сейчас виднеется кюллие (исламско-османский комплекс, состоящий из мечети и окружающих ее зданий социального, религиозного и торгового назначения — прим. пер.). В его составе есть мечеть, зал для конференций и выставок, детская площадка, хаммам, домики в османском стиле, где могут останавливаться гости международных семинаров и саммитов, ресторан, который может использоваться как свадебный зал. Теперь здесь есть место, где могут встречаться исламские сообщества. Благодаря президенту Эрдогану мечта главы Управления по делам религии Турции Мехмета Гёрмеза (Mehmet Görmez) стала явью.

Самый «прочный» краеугольный камень визита президента Эрдогана в США с 29 марта по 3 апреля образует Diyanet Center of America, открытие которого состоялось в Мэриленде. Его название принадлежит Эрдогану. Мы увидели не только мечеть и прилегающие к ней строения, нашему взору открылся тщательно продуманный и доведенный до совершенства «культурно-цивилизационный центр». Нам даже стало слегка обидно, что в Турции нет ничего похожего. Но то, что такой центр построен в США, обладает особым смыслом.

Мы живем в эпоху, когда теракты за подписью радикальных организаций, относимых к «исламистам» по этикетке, — в Париже, Брюсселе, Стамбуле, Лахоре, — обрекают мусульманские сообщества на «извиняющуюся», «оборонительную» позицию и заставляют ребенка-беженца чувствовать себя обязанным писать «простите за Брюссель» на картонке, а затем, стоя в грязи, показывать ее перед объективами видеокамер. Именно поэтому слова «Не опускайте голову», произнесенные Мехметом Гёрмезом на пятничной проповеди за день до открытия центра, одновременно указывали на потребность, ответом на которую станет сооружение в Мэриленде. Сказать фразу «Это не истинный ислам» перед лицом исламофобии уже недостаточно. В условиях, когда значение обретает не только слово, а то, что говорит само за себя, центр в Мэриленде и становится многозначительным ответом на вопрос «Какой он, истинный ислам?»

В этой стране за президентское кресло борются такие шуты, как Трамп, которые выстраивают свою предвыборную кампанию на основе исламофобии и находят спрос на эту риторику, но, несмотря на это, жители Мэриленда не возражали против строительства Diyanet Center of America, расположившегося на довольно обширной территории. И это один из обнадеживающих факторов.

Тем не менее, эта надежда — не следствие того, что США превосходно относятся к мусульманам. Она связана с сохранением способности к нейтральности и исходящей от культуры «договора» склонности к открытому расчету прибылей и убытков.

В Мэриленде есть заметная мусульманская община. Но связанные с Управлением по делам религии круги, претворившие в жизнь этот проект, не сказали — «В таком случае это наше право», — и посчитали необходимым заручиться местной поддержкой. Они позаботились о том, чтобы проект был реализован на основе взаимоуважения и внимания к жителям региона, а также «разумно» презентован. Решено было читать азаны только внутри мечети и не возвещать их через громкоговорители минаретов. Кроме того, до начала процесса строительства были подготовлены специальные брошюры о проекте. В них также содержались сведения о том, что кюллие окажет позитивный материальный вклад в развитие региона. В этих условиях строительство исламского центра в регионе, где поблизости находятся также синагоги и буддийские храмы, не вызвало возражений. Более того, реализации проекта помог сам бывший губернатор Мэриленда.

Возможно, поэтому на открытии Diyanet Center of America были не только мусульмане из США, Канады, Палестины, Сирии, Пакистана, Ливана, Ирака, Марокко и многих других стран, но и исповедующие христианство, буддизм, индуизм и другие религии американцы. Они с восторгом смотрели на прекрасную мечеть, ставшую очередной работой архитектора Хильми Шенальпа (Hilmi Şenalp) после аналогичных сооружений в Токио и Берлине. Каллиграфия Хусейна Кутлу (Hüseyin Kutlu), изникская плитка, подсвечник с 99 именами Аллаха в скромной, но глубоко пронизанной эстетикой мечети, культурный центр в сельджукском стиле — все это никого не может оставить равнодушным.

Когда проект изначально хорошо продуман, хорошо подготовлен, хорошо представлен, тогда и сам он, и последствия его реализации могут быть позитивными.

Опубликовано: 9 апреля 2016 в 9:42

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *