Site icon NEWS TURK | Новости Турции

Целью был Израиль?

Hürriyet / Верда Озер (Verda Özer) – 22 марта 2016

В результате взрыва, прогремевшего на проспекте Истикляль, погибли три гражданина Израиля. Десять израильтян пострадало. Израиль специально был выбран мишенью?

Кроме того, сразу же на следующий день после теракта генеральный директор министерства иностранных дел Израиля Дор Голд (Dore Gold) в мгновение ока оказался в Турции и встретился со своим коллегой Феридуном Синирлиоглу (Feridun Sinirlioğlu). Неужели этот теракт войдет в историю как переломный момент в турецко-израильских отношениях?

Прежде чем перейти к неизвестным широкой общественности деталям этих переговоров, начнем с первого вопроса.

«Живая бомба следила за израильтянами»

Я беседовала со многими источниками из Анкары и Израиля. И поняла, что ответ на вопрос «целью был Израиль?» — «и да, и нет».

Как в турецкой, так и в израильской прессе появились сообщения о том, что террорист-смертник от самого отеля следил за группой туристов, в составе которой были израильтяне. Но мои источники из органов безопасности в Анкаре подчеркивают: на данный момент информации о том, что террорист-смертник целился, главным образом, в израильтян, нет.

Доминирует следующая точка зрения. Целью террориста была группа туристов. Но в составе группы, которую он выбрал или случайно обнаружил, оказались в том числе граждане Израиля. Услышав разговор на иврите, террорист подорвал себя рядом с ними.

Такое мнение сейчас имеет вес и в Израиле. Тем не менее, следствие по-прежнему изучает все возможные версии.

*

Почему нападавший не совершил атаку, которая вызвала бы еще больший резонанс? Мои источники проводят аналогию с терактом в районе Султанахмет 12 января, во время которого погибли 11 туристов.

Главная цель ИГИЛ в каждом из этих случаев — вызвать волну негодования в отношении Турции за рубежом. И вместе с тем, убив иностранцев, снискать симпатию своих сторонников в Турции и оппозиционных групп в Сирии.

Особенно подчеркивается, что теперь организация не заинтересована в массовых убийствах турок. В силу того, что она вербует множество боевиков из Турции, она боится потерять турок, симпатизирующих ей.

В то же время организация впервые — косвенно или, возможно, случайно — взяла на прицел Израиль. При ответе на постоянно звучащий вопрос «почему ИГИЛ никогда не нападает на Израиль?» мои источники дают такой ответ: у организации нет локальных связей внутри Израиля. И, следовательно, такие акции она считает рискованными.

Критически важный визит из Израиля

Но перейдем к главному вопросу. Как этот теракт повлияет на турецко-израильские отношения?

Сразу же после теракта президент Эрдоган передал свои соболезнования президенту Израиля Ривлину, а премьер-министр Давутоглу — премьер-министру Израиля Нетаньяху. Но самое главное, что в минувшее воскресенье в Стамбул поспешно прибыл генеральный директор министерства иностранных дел Израиля Дор Голд, прервав свой визит в США. Это очень важное событие. Прежде всего, это первый визит на таком высоком уровне в Турцию после инцидента с захватом судна Mavi Marmara. Кроме того, именно Голд уже дважды обсуждал с Синирлиоглу процесс нормализации отношений.

Причина визита Голда была объявлена как «обеспечение координации по доставке в Израиль погибших и раненых». Но когда Голд приземлился в Турции, четыре самолета с телами погибших и ранеными уже давно были в Израиле.

О чем говорили на этой встрече?

От одного высокопоставленного турецкого официального лица я узнаю детали. Прежде всего, особенно подчеркивается, что эта встреча не была третьим туром переговоров о нормализации. Но двусторонние отношения все равно обсуждались. Было принято решение «быстро и как можно скорее завершить процесс нормализации». В ближайшие дни состоится третий этап соответствующих переговоров.

В Израиле я беседую с Арадом Ниром (Arad Nir), журналистом, который внимательно следит за Турцией. По неподтвержденным сведениям, которыми он располагает, две страны могут назначить новых послов, даже если они не придут к какому-либо конкретному соглашению. Далее Нир делится со мной критически важными словами, которые он услышал от министра обороны Израиля Моше Яалона (Moşe Yaalon): «У нас нет проблем с нормализацией. Мы же не отзывали посла из Турции. Они выдворили нашего посла».

Турецкий чиновник, которого я процитировала выше, по этому поводу заметил: «О назначении послов без соглашения речи не идет». Но, очевидно, Израиль намекает именно на эту альтернативу.

*

Как сообщил наш чиновник, на переговорах с Синирлиоглу Голд подчеркнул, что власти Израиля высоко оценили соболезнования Турции. Стороны пришли к соглашению: «Необходимо контактировать и сотрудничать в борьбе с террором». Мои источники из органов безопасности отмечают, что на данной стадии это не подразумевает какой-либо совместной операции. Речь идет об обмене сведениями и разведданными «в случае необходимости».

Другая тема переговоров — «необходимость противостоять террору в любых его проявлениях». Подход израильской стороны в этом вопросе: «Что для вас значит Рабочая партия Курдистана и Партия „Демократический союз“, то для нас — ХАМАС». А Анкара пообещала: «Мы никому не позволим планировать террор с территории Турции».

Наконец, Израиль озвучил и свои опасения по поводу своего заклятого врага, Ирана. Однако наш чиновник подчеркивает, что отношения, которые Турция развивает с Ираном в последнее время, не дают Израилю повода для беспокойства.

Exit mobile version